Для педагогов

Консультация для педагогов "Сформированность познавательных процессов и учебных умений для успешного обучения в школе"

развернуть

Консультация для педагогов "Сформированность познавательных процессов и учебных умений для успешного обучения в школе"

Структура психологической готовности ребенка к школе

  В структуре психологической готовности ребенка к школе принято выделять:

Личностная готовность (готовность ребенка к принятию позиции школьника)

Интеллектуальная готовность ребенка к школе (наличие у ребенка кругозора и развития познавательных процессов)

- Эмоционально-волевая готовность (ребенок должен уметь ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилие к его реализации)

- Социально-психологическая готовность (наличие у ребенка нравственных и коммуникативных способностей).

Интеллектуальная готовность – наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний, необходимого уровня развития познавательных процессов: памяти, мышления, воображения. Интеллектуальная готовность предполагает также соот­ветствующее речевое развитие, формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу.

Познавательная готовность - развитость познавательных процессов: восприятия, внимания, во­ображения, памяти, мышления и речи.

     Развитость восприятия проявляется в его избирательности, ос­мысленности, предметности и высоком уровне сформированности перцептивных действий.

     Внимание детей к моменту поступления в школу должно стать произвольным, обладающим нужным объемом, устойчивостью, распределением, переключаемостью. Трудности, с которыми на практике сталкиваются дети в начале обучения в школе, связаны именно с недостаточностью развития внимания, о его совершенствовании необходимо заботиться в пер­овую очередь, готовя дошкольника к обучению.

     Для того чтобы ребенок мог хорошо усваивать школьную программу, необходимо, чтобы его память стала произвольной, чтобы ребенок располагал различными эффек­тивными средствами для запоминания, сохранения и воспроизведения учебного материала.

      Почти все дети, много и разнообразно играя в дошкольном возрасте, обладают хорошо развитым и богатым воображением. Основные проблемы, возникающие в начале обучения, касаются связи воображе­ния и внимания, способности регулировать образные представле­ния через произвольное внимание, а также усвоения абстрактных понятий, которые ребенку трудно вообразить и представить.

    Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов. При поступлении в школу мышление должно быть развито и представлено во всех трех основных формах: наглядно-действенной, наглядно-образной и словесно-логической.

     У ребенка должны быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных. Уровень развитости словесно-логического мышления должен позволять ребенку обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существен­ные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы.

    На практике мы нередко сталкиваемся с ситуацией, когда, обладая способностью хорошо решать задачи в наглядно-действен­ном плане, ребенок с большим трудом справляется с ними, когда эти задачи представлены в образной и тем более словесно-логической форме. Бывает и наоборот: ребенок сносно может вести рассужде­ния, обладает богатым воображением, образной памятью, но не в состоянии успешно решать практические задачи из-за недостаточ­ной развитости двигательных умений и навыков.

     К таким индивидуальным различиям в познавательных процес­сах необходимо относиться спокойно, так как они выражают собой не столько общее недоразвитие ребенка, сколько его индивидуаль­ность, проявляющуюся в том, что у ребенка может доминировать один из типов восприятия окружающей действитель­ности: практический, образный или логический. В начальный пе­риод учебной работы с такими детьми следует опирать­ся на те стороны познавательных процессов, которые у них более всего развиты, не забывая, конечно, о необходимости параллель­ного совершенствования остальных.

Речевая готовность детей к обучению проявляется в их умении пользоваться словом для произвольного управления поведением и познавательными процессами. Не менее важным является развитие речи как средства общения и предпо­сылки к усвоению письма. Об этой функции речи следует прояв­лять особую заботу в течение среднего и старшего дошкольного детства, так как развитие письменной речи существенно определяет прогресс интеллектуального развития ребенка.

Личностная готовность детей к обучению предполагает наличие у ребенка выраженного интереса к учению, к приобретению знаний, умений и навыков, к по­лучению новой информации об окружающем мире. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешними атрибутами, а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов.

Говоря о мотивационной готовности детей к учению, следует иметь в виду потребность в достижении успехов, соответст­вующие самооценку и уровень притязаний. Потребность достижения успехов у ребенка должна доминировать над боязнью неудачи. В учении, общении и практической деятельности, предполагающих соревнование с другими людьми, дети должны проявлять как мож­но меньше тревожности. Важно, чтобы их самооценка была адекват­ной, а уровень притязаний был соответствующим реальным возмож­ностям, имеющимся у ребенка.

     Условия школьного обучения требуют от ребенка определенного уровня произвольности действий, умения организовать свою двигательную активность, действовать в соответствии с указаниями взрослого. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять не только своим поведением, но и познавательной деятельностью, эмоциональной сферой.

 Личностная готовность к школе включает также определенное отношение к себе. Продуктивная учебная деятельность предпола­гает адекватное отношение ребенка к своим способностям, резуль­татам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития са­мосознания. Самооценка школьника не должна быть завышенной и недифференцированной. Если ребенок заявляет, что он «хороший», его рисунок «самый хороший» и поделка «лучше всех» (что типично для дошкольника), нельзя говорить о личност­ной готовности к обучению.

Социально-психологическая готовность – наличие у ребенка навыков социального общения, умений устанавливать взаимоотношения с другими детьми, умения войти в детское общество, уступать и защищаться. Ребенок должен уметь согласовывать свои действия со сверстниками, регулируя свои действия на основе усвоения общественных норм поведения.

    Немаловажное значение для успехов в учении имеют коммуни­кативные черты характера ребенка, в частности его общительность, контактность, отзывчивость и покладистость, а также волевые черты личности: настойчивость, целеустремленность, упорство и др.

      Для ребенка, посту­пающего в школу, важно отношение к учителюсверстникам и самому себе. В конце дошкольного возраста должна сложиться та­кая форма общения ребенка со взрослыми, как внеситуативно-личностное общение . Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Его тре­бования выполняются, на его замечания не обижаются, напротив, стараются исправить ошибки, переделать неверно выполненную работу. При таком умении отнестись ко взрослому и его действи­ям как к эталону дети адекватно воспринимают позицию учителя, его профессиональную роль.

   Облегчается общение в ситуации урока, когда исключены непосредственные эмоциональные кон­такты, когда нельзя поговорить на посторонние темы, поделиться своими переживаниями, а можно только отвечать на поставленные вопросы и самому задавать вопросы по делу, предварительно под­няв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, по­нимают условность учебного общения и адекватно, подчиняясь школьным правилам, ведут себя на занятиях.

      Классно-урочная система обучения предполагает не только осо­бые отношения ребенка с учителем, но и специфические отноше­ния с другими детьми. Учебная деятельность по сути своей — деятельность коллективная. Ученики должны учиться деловому общению друг с другом, умению успешно взаимодействовать, вы­полняя совместные учебные действия. Новая форма общения со сверстниками складывается в самом начале школьного обучения. Все сложно для маленького ученика — начиная с простого умения слушать ответ одноклассника и кончая оценкой результатов его действий, даже если у ребенка был большой дошкольный опыт групповых занятий. Такое общение не может возникнуть без опре­деленной базы.

    Большое значение для дошкольного развития и формирования психологической готовности к школе имеют продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование и др.), в которых развиваются высшие формы регуляции деятельности — планирование, коррекция, контроль. Создать положительную установку на учебу также помогают·экскурсии с ребенком в школу; рассказы родителей о своих школьных годах; организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей; семейное чтение художественной литературы.

      Для того чтобы ребенок чувствовал себя в школе комфортно и не испытывал трудностей адаптации, нужно заранее, плавно подвести его к новой жизненной ступени. Начинать подготовку к школе лучше таким образом, чтобы ребенок воспринимал это как увлекательную игру и не чувствовал давления. Если ваш малыш пока не хочет идти в школу, важно помочь обрести ему уверенность в том, что он сможет хорошо выполнять свою работу, что это обязанность каждого человека, а интерес придет со временем. Дети, которые с ранних лет посещают детские развивающие центры, более привычны к занятиям, и для них вхождение в новую школьную жизнь становится более спокойным. Тем не менее, для любого ребенка — самое важное — это внимание родителей и их активное участие при переходе на новую жизненную ступень.

свернуть

Консультация для педагогов «Готовим руку ребёнка к письму»

развернуть

Консультация для педагогов

«Готовим руку ребёнка к письму»

Развитая моторика кисти ведущей руки – один из основных параметров школьной зрелости. Ловкость и мобильность руки – это те навыки, которые приобретаются при работе с графическими инструментами. А письмо является сложным координационным навыком, требующим слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, правильной координации движений всего тела.

Если наблюдать за первоклассником, который пишет или рисует, то мы увидим, что все его тело как будто задействовано: он весь в движении. Это говорит о высокой нагрузке и о полном погружении ребенка в деятельность.

С какими затруднениями часто сталкиваются дошкольники старшего возраста? 

-Низкий темп письма. Может быть связан с тем, что ребенок медлительный, или у него недостаточно опыта. 

-Сложности в воспроизведении формы графических элементов. 

-Быстрая утомляемость при письме. 

-Неровная, «дрожащая» линия при письме. 

-Слишком сильный нажим на ручку или карандаш. 

-Большое количество помарок и исправлений. 

-Зеркальное написание букв и цифр. 

-Плохое запоминание конфигурации букв при чтении.

 

Среди разнообразных заданий, направленных на подготовку руки ребенка к письму, наиболее эффективными считают: упражнения на укрепление мышц руки.

Упражнения на укрепление мышц руки

  1. 1.Упражнения с мелким материалом.

Можно во время занятий с ребенком нанизывать бусы, застёгивать и расстёгивать пуговицы, кнопки, крючочки, завязывать и развязывать ленточки; перекладывать тремя пальцами, которыми держат ручку во время письма, мелкие игрушки; работать с пипеткой и стаканчиком (выбирать и наливать воду, плести из ниток (например, закладки) и так далее.

  1. Различные виды продуктивной деятельности:

лепка, рисование, аппликация, вырезание по контуру фигурок из бумаги. Помимо хорошей тренировки руки, рисование даёт ощущение «творца», является ключом к эмоциональному пониманию искусства.

  1. Закрашивание

Это достаточно приятное занятие бывает сначала детям в тягость, но в дальнейшем они выполняют его с удовольствием.

Условие задания: закрашивать надо только цветными карандашами, не выходить за пределы контура рисунка, делать закрашивание сплошным, без полос, можно изменять нажим одного карандаша и закрасить рисунок тремя тонами – совсем светлым, более густым и очень густым.

  1. Штриховка– эта работа достаточно трудная, но очень полезная для развития мелкой моторики, однако у детей это занятие не вызывает интереса.

Дети учатся контролировать себя, выполнять задания в очерченном пространстве, вырабатывают глазомер, приучают руку к ритмичности и точности движений. Штриховку орнаментов иногда делаем цветными ручками. Это тоже необходимый этап подготовки к письму. Для того чтобы интерес ребёнка не угасал, можно включать игровые моменты, например: «Наступила ночь. Надо поскорее закрасить небо, закрыть окна в домике.

  1. Срисовывание различных графических образов.

При выполнении подобных упражнений необходимо обратить внимание детей на клетку: дети узнают, что клетка делится на четыре части, что у неё есть середина, углы, верхняя, нижняя, правая и левая стороны. Срисовывая, дети должны точно срисовать детали картинки.

Основные виды движений при письме, которые важно освоить ребенку перед школой: 

-начинать движение в определенной точке и вести руку в определенном направлении; 

-различать, понимать, чувствовать, что рука движется в разных направлениях; 

-фиксировать внимание на правильном направлении движения и одинаковом размере графических изображений.

  1. Выполнение пальчиковой гимнастики.

По мнению ученых, пальчиковая гимнастика активизирует работу речевых зон в коре головного мозга.

Увлекательные задания, сопровождающиеся с ритмом приговорки, готовят руку ребёнка к письму, развивают его память, внимание, зрительно-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, что в свою очередь способствует развитию речи.

Варианты пальчиковой гимнастики.

«Кошка». Расслабленными пальцами одной руки погладить ладонь другой руки.

Шубка мягкая у кошки,

Ты погладь ее немножко.

«Веер». Расслабить руки от локтя, раскрыть пальцы и «обмахивать» ими лицо, как веером.

Мы купили новый веер,

Он работает, как ветер.

«Щелчки». Прижимать поочередно кончик каждого пальца к большому и произвести щелчок.

Раз щелчок, два щелчок.

Каждый пальчик прыгнуть смог.

  1. Обводка по контуру фигур различной сложности.

Это задание развивает не только моторику руки, но и фантазию, т. к. можно усложнить задание и предложить ребёнку нарисовать звезду, ромашку или тропинку к лесу, при этом необходимо обращать повышенное внимание не на количество выполненного задания, а на его качество. Если задание не получилось, есть возможность повторить это задание. После хорошо выполненного задания ребёнок получает заслуженную похвалу.

Можно ещё посоветовать как мальчикам, так и девочкам, конструировать из LEGO. Там детали довольно мелкие и требуют от пальчиков расторопности.

Если мы будем ежедневно проводить такие упражнения, то дети научатся управлять своими руками, пальцами. Они не будут испытывать страха перед пишущим предметом, будут держать уверенно и ручку и карандаш.

 

свернуть

Организация образовательного процесса в старших группах

развернуть

Повышение уровня готовности к обучению в школе у старших дошкольников может быть обеспечено только путем реализации комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса. Для этого был определен перспективный план на год работы с детьми, включающий два взаимосвязанных направления: работа с детьми и их родителями, законными представителями.

Направления реализации преемственности:

  1. Организационно-методическое обеспечение, работа с педагогическими кадрами
  2. Работа с детьми
  3. Работа с родителями

Организационно-методическое обеспечение, работа с педагогическими кадрами  включает:

  • установление делового сотрудничества между воспитателями и учителями начальных классов;
  • взаимное ознакомление учителей и воспитателей дошкольного образования с задачами образовательной работы учреждения дошкольного образования и  начальной школы;
  • совместные педагогические советы по вопросам преемственности;
  • совместные заседания методических объединений по вопросам эффективности работы учителей и воспитателей учреждения дошкольного образования по подготовке детей к обучению в школе;
  • семинары-практикумы;
  • взаимопосещения занятий в дошкольных группах и уроков в начальной школе (с последующем обсуждением).
  • изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей.

Консультация для педагогов «Готовим руку ребёнка к письму»

Работа с детьми включает:

  • организацию адаптационных занятий с детьми старшей группы в рамках школы будущего первоклассника;
  • комплексные занятия по мотивационной готовности к обучению в школе;
  • проведение промежуточной и итоговой диагностики с детьми дошкольного возраста, направленные на изучение познавательных и мотивационно-волевых качеств личности;
  • совместное проведение праздников, спортивных мероприятий.
  • участие воспитанников старшей группы в торжественной линейке посвященной празднику «День знаний»;
  • Экскурсии детей старшей группы по школе:   

 

  • Выпускной бал «Детский сад, нам тебя не забыть!»

Система взаимодействия педагога и родителей  включает:

  • совместное проведение родительских собраний;
  • проведение дней открытых дверей в школе «Давайте познакомимся»;
  • посещение уроков и адаптационных занятий родителями;
  • открытые занятия;
  • консультации воспитателей, учителей начальных классов;
  • привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований.
  • Консультации для родителей, законных представителей:

    -развитие речи детей старшего дошкольного возраста;

    -подготовка руки к письму;

    -школа- новый этап в жизни вашего ребёнка.

    Родительское собрание «Готовимся к школе вместе».

Для работы с детьми старшего дошкольного возраста созданы все необходимые условия для образовательного процесса. Образовательный процесс обеспечен средствами воспитания обучения с учетом возрастных особенностей детей. Имеются учебно-методические комплексы, наглядные пособия.   

Занятия по подготовке к школе для старших дошкольников проводятся с использованием игрового занимательного материала и с учётом возрастных возможностей детей. Дети сидят за столами лишь недолгое время, необходимое на выполнение какого-либо конкретного задания, что с одной стороны приучает их к дисциплине, с другой – не утомляет. Занятия включают в себя динамические переменки, что позволяет переключать активность детей, а также осуществляются на основе привычных для ребенка видов деятельности: игры, рисования, конструирования и др.

В заключение хочется привести слова замечательного педагога В.А.Сухомлинского: «…школа не должна вносить резкого перелома в жизни детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений».

     Внимание! Ребенок 5-6 лет не может работать долго, 10-15 минут - временной предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься. Поэтому все занятия должны быть рассчитаны на 10-15 минут

свернуть

Уголок будущего школьника

развернуть

Рекомендации по организации

«Уголка будущего школьника»

в старшей группе

    Поступление в школу - важнейший момент в жизни ребенка и его родителей. Успехи его учебной деятельности в школе, адаптация к новым условиям и вхождение в новую систему отношений во многом зависят от его психологической готовности к обучению. Поэтому перед педагогами старших групп стоит задача - сформировать у детей интерес к школе и положительное отношение к ней, желание учиться, стремление занять позицию школьника. Необходимо учитывать, что современному ребенку, живущему в стрессогенности сегодняшней жизни, для обеспечения плавного перехода из условий детского сада в школу, требуются дополнительные усилия со стороны педагогов и родителей.

        Информационная подготовка ребенка к обучению в школе, как правило, начинается еще задолго до самого момента поступления в первый класс. Поддерживать и развивать растущий интерес к предстоящему школьному обучению поможет правильно организованная развивающая среда. С помощью внесенных в нее материалов и оборудования решаются следующие задачи:

- Обогащение знаний детей о школьной жизни, профессиях в школе, изменении распорядка дня у детей, поступающих в школу.

- Обогащение словаря воспитанников по лексической теме «Скоро в школу».

- Воспитание у детей самостоятельности в особых моментах жизни, связанных с поступлением в школу, когда ребенок некоторое время должен решать возникающие проблемы самостоятельно.

- Профилактика школьных страхов.

Направления работы:

-     организация в старших группах «Школьного уголка»;

-     изготовление и приобретение наглядных материалов по теме;

-     изготовление дидактических игр (включая речевые);

-     наработка игровых сюжетов на школьную тематику;

-     наработка материалов по развитию у детей самостоятельности;

-     каталогизация литературных материалов по теме.

Наглядные материалы:

  • Набор картинок «Школьные помещения».
  • Наборы картинок разного формата «Школьные принадлежности» (картинки, сопровожденные короткими стихами Б.Заходера, Н.Нищевой, Т.Федотовой).
  • Комплект «Скоро в школу» (включает картинки разного формата различной тематики: школьные уроки, распорядок дня школьника в сравнении с распорядком дня дошкольника и др.)
  • Набор картинок «Школа раньше и сейчас» - для развития представлений детей о школьниках разных времен (отличие в одежде, школьных принадлежностях, классных помещениях и т.д.)

    Дидактические игры - неотъемлемая часть образовательного процесса. Они подбираются таким образом, чтобы в комплексе решалось несколько задач: развитие представлений детей о школе, развитие речи и внимания, развитие коммуникативных умений. Например:

  • «Найди лишний предмет», «Собери портфель», «Чего нельзя брать в школу» - на знание школьных принадлежностей.
  • «Определи части суток» - на развитие временных представлений и закреплении знаний детей о различии в распорядке дня дошкольника и школьника.
  • «Дни недели» - закрепление представлений детей о неделе, будних и выходных дней, повторности дней недели.
  • «Подбери слово к картинке» (для читающих детей).<sup>                 </sup>    

    Особое место в ряду дидактических игр на школьную тематику занимают словесные, из серии М.Г.Борисенко и Н.А.Лукиной «Грамматика в картинках». Общие показатели развития речи современных детей свидетельствуют о том, что у многих из них при нормальном слухе и интеллекте может задерживаться формирование компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. В основе подбора игр - решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития ребенка. Картотека содержит специально подобранный игровой материал на школьную тематику с учетом соблюдения основных дидактических принципов: наглядности, доступности, деятельностного подхода.

Игры для детей старшего возраста: «Что забыл нарисовать художник?», «Подбери пару», Назови нужное слово» и др.

 Игровые сюжеты на школьную тематику

      Значение сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста  неоспоримо. Развитое творческое воображение воспитанника - важнейшее условие формирования готовности к школе. Излишне говорить, что дети старшего дошкольного возраста особенно страдают от общей загруженности и недостатка времени на игру. Поэтому  тематика сюжетно-ролевых игр в старшей к школе группе должна быть расширена за счет игр на школьную тематику. Педагогам необходимо разработать сценарии  и ввести в практику такие игры, как «Урок математики», «Урок физкультуры», «В школьной столовой».

       В работе по развитию игровых сюжетов можно использовать: 

- Разработку и изготовление наглядного материала (картинки и схемы) для обыгрывания ситуаций из жизни школьника по методике А.Либерман, О.Репиной.

Литературные материалы:

  •  «Веселые уроки» - цикл стихов Г.П.Шалаевой и О.М.Журавлевой о правилах поведения и общения в школьной жизни, воспитании самостоятельности. Названия стихотворений очень красноречивы: «Собери с собой все, что необходимо для уроков», «Учись просыпаться в школу сам», «Не жадничай в классе», «Береги школьное имущество», «Не скрывай от родителей плохие оценки», и т.д.    
  • «Всё о школьной жизни» - подборка литературных произведений о школьниках, Дне знаний, о забавных и поучительных эпизодах школьной жизни. В подборку входят стихотворения и прозаические произведения отечественных авторов разных поколений.
  • «Школьные принадлежности» - подборка маленьких стихотворений, сопровождающих изображения школьных принадлежностей.

- Видеоматериалы:

  • Разговор о школе.
  • Мультипликационные фильмы (формат DVD)
  • «Переменка № 1».
  • «Приключения запятой и точки»;
  • «В стране невыученных уроков»;
  • «Проделкин в школе»;
  • «На задней парте», выпуски 1-4.

Просмотр перечисленных фильмов преследует не только развлекательную и воспитательную цели (высмеивание нерадивости, легкомысленное отношение к учебе и т.д.), но частично решает проблему профилактики страхов перед поступлением в школу. Просмотры планируются ежемесячно и очень популярны среди детей.

- Материалы по информационной поддержке родителей. Темы консультаций - «Не за горами первый класс», «Это поможет в выборе школы», «Чтобы не допустить беды», «О питании и воспитании», «Как решить с ребенком денежный вопрос».

   Таким образом, правильно организованная предметно-развивающая, творческая среда позволит каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, а ведь именно это создает основу социальной уверенности ребенка, так необходимой для безболезненного перехода детей в условия школы.

Фотографии "Уголка будущего школьника"

свернуть

Консультация для педагогов "Преемственность детского сада и школы"

развернуть

Консультация для педагогов "Преемственность детского сада и школы"

«От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям».

                                                                                                                                    В.А.Сухомлинский

   Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.

   Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в Белоруси.

В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:

  1. Состояние здоровья и физическое развитие детей.
  2. Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности.
  3. Умственные и нравственные способности учащихся.
  4. Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития.
  5. Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.

   Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребёнка к обучению в школе. Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым.

  Достижение психологической готовности ребёнка-дошкольника к поступлению в школу было и остаётся важной практической задачей детского сада. Но ведь ясно, что преемственность двух этапов учебно-воспитательного процесса – в детском саду и школе – не сводится, к психологической и интеллектуальной готовности ребёнка к обучению, и поэтому следует задуматься о готовности самой психолого-педагогической науки глубоко вникнуть в процессы, происходящие на стыке двух неразрывных звеньев образования. Даже беглое рассмотрение организации педагогического процесса в детском саду и начальной школе, содержания и методики обучения и воспитания позволяет увидеть существенные различия. Для детского сада характерны бытовой комфорт, совместные бытовая, игровая, познавательная деятельность, относительное отсутствие обязательного минимума усвоения информации и оценки знаний в баллах, неформальное общение со взрослым. В начальной школе почти вся организация педагогического процесса нацелена на усвоение знаний; ролевые позиции учителя и ученика точно обозначены (первый учит, второй учится), успешность деятельности ученика оценивается в баллах, неформальное общение учителя и ученика занимает очень мало времени. С переходом из «домашней» атмосферы детского сада в более официальную обстановку школы жизнь ребёнка начинает подчиняться системе строгих правил. Место воспитателя детского сада в его жизни занимает учитель, для которого главным мерилом сформированности  личности ребёнка становятся послушание и успехи в учёбе. Резко возрастают требования не только к интеллектуальной и познавательной сферам ребёнка, но и к его волевой сфере, способности к саморегуляции поведения и т. д. Успешность прохождения детьми этого столь сложного для них периода большинство исследователей видят в развитии именно их волевой и познавательной активности.

   Представляется целесообразным рассмотреть проблему перехода ребёнка из детского сада в школу не с точки зрения его подготовленности к этому шагу, а с точки зрения изменения социальной позиции ребёнка в результате его вхождения в новую социальную среду на школьном этапе обучения.

   Дошкольный и младший школьный возраст, как никакой другой, характеризуется сильнейшей зависимостью от влияния взрослого. В соответствии с этим, развитие личности ребёнка на каждом новом для него этапе включает три фазы: адаптацию, т.е. усвоение норм и способов одобряемого родителями и воспитателями поведения в условиях взаимодействия с ними и детей друг с другом, индивидуализацию, т.е. стремление ребёнка выделиться среди других детей либо позитивно в различных видах самодеятельности, либо в шалостях и капризах, в том и другом случае ориентированных не столько на оценку других детей, сколько на учителей и воспитателей; интеграцию, т.е. согласование неосознаваемого стремления дошкольника обозначить своими действиями собственную личность с готовностью взрослых принять в нём только то, что соответствует общественно обусловленной и важнейшей для них задаче обеспечения перехода ребёнка на новый этап общественного воспитания – в школу.

   Воспитатели детского сада и учителя начальной школы воспринимаются ребёнком дошкольного и младшего школьного возраста как взрослые, от которых в значительной степени зависит его вхождение в новую для него социальную общность, и поэтому те и другие одинаково высокореферентны для него.

   Ролевые функции воспитателя и учителя начальной школы существенно различаются. У них разные права, обязанности, предписанные различными нормативными документами (программами, инструкциями и т.д.). Однако, если от воспитателя детского сада требуется создание в группе комфортной атмосферы тепла и заботы, способствующей физическому, духовному и нравственному развитию детей; то от учителя в первую очередь требуют, чтобы учащиеся освоили предусмотренный программой материал; для контроля освоения используется пятибалльная система отметок. Но, выступая в той или иной роли, педагог является не только «штатной единицей», но и человеческой индивидуальностью, располагающей неповторимым спектром человеческих качеств. Конечно и воспитанник детского сада, и ученик начальной школы воспринимают педагога в основном в единстве его ролевых и личностных качеств, но даже для них личность педагога неизбежно проступает через любые его ролевые действия.

    По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выигрывают от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности. 

  Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.

   Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений. Обычно в начале учебного года педагогами составляется единый совместный план, целью которого и является конкретизация работы по трем основным направлениям:

   1. Работа с детьми:

  • экскурсии в школу;
  • посещение школьного музея, библиотеки;
  • знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
  • участие в  совместной образовательной деятельности, игровых программах;
  • выставки рисунков и поделок;
  • встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);
  • совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
  • участие в театрализованной деятельности;
  • посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).

   2. Взаимодействие педагогов:

  • совместные педагогические советы (ДУ и школа);
  • семинары, мастер- классы;
  • круглые столы педагогов ДУ и  учителей школы;
  • психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
  • проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
  • взаимодействие медицинских работников, психологов ДУ и школы;
  • открытые показы образовательной деятельности в ДУ и открытых уроков в школе;
  • педагогические и психологические наблюдения.

   3. Сотрудничество с родителями:

  • совместные родительские собрания с педагогами ДУ и учителями школы;
  • круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
  • родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
  • консультации с педагогами ДУ и школы;
  • встречи родителей с будущими учителями;
  • дни открытых дверей;
  • творческие мастерские;
  • анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
  • образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;
  • семейные вечера,  тематические досуги;
  • визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);
  • заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар)

   Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, что приведет их к взаимодействию и разработке совместных рекомендаций.

Поэтому основными задачами сотрудничества дошкольного учреждения  и школы являются:

*создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение процесса адаптации первоклассников к школьному обучению (естественность перехода из детского сада в школу);

*улучшение подготовки к обучению в школе 5-6 летних детей;

*углубление интереса к жизни в школе;

*оказание помощи семье в новой ситуации, возникающей при подготовке к обучению в школе и при поступлении ребенка в школу.

свернуть

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР ШКОЛЬНОЙ ТЕМАТИКИ

развернуть

Сюжетно-ролевую игру называют королевой детских игр. Поэтому воспитателю очень важно правильно ее организовать, не нарушая детского творчества. Прежде чем вы начнете проводить сюжетно-ролевую игру в одной из возрастных групп, обратите особое внимание на те задачи, которые вы будете решать в работе с воспитанниками. Они включают следующее:

развитие игры как деятельности;

расширение тематики детских игр, углубления их содержания;

приобретение положительного социального опыта;

использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей;

развитие всех сторон личности: движений, всех психических процессов (мышления, воображения, памяти, речи), качеств личности и черт характера, усиление и дальнейшее развитие эмоциональных и волевых проявлений ребёнка;

подготовка дошкольника к жизни в социуме (школьному обучению), социализация его личности.

При организации сюжетно-ролевой игры важно учитывать, что в младшем дошкольном возрасте вы должны: подобрать игрушки, позволяющие развернуть игры в семью, дом, детский сад, «шоферы», «поездка», «поезд», «у врача», «магазин» и др. Обратите особое внимание на их доступность детям и хранение их в игровых уголках в поле зрения ребенка, стимулируя его игровой замысел.

В старшем дошкольном возрасте необходимо скомплектовать игрушки по темам (для игры в школу, библиотеку, больницу, почту, спасатели и др.) Подготовить готовые комплекты, состоящие из самых необходимых атрибутов и игрушек, дополнительного игрового материала, предметов-заместителей. Не давать детям материал в готовом виде, привлекать их к этому по мере развития игры.

Необходимо обратить особое внимание на следующие моменты методики применения сюжетно-ролевой игры:

  1. Выбор игры.
  2. Оснащение (оборудование).
  3. Наличие предметно-игровой среды в зависимости от тематики.
  4. Наличие плана конспекта.

Выбор игры.

–Приступайте к разработке плана организации игровой деятельности.

–При этом учитывайте интересы детей, уровень развития игровых действий, способности развивать сюжет и др.

–Продумайте и опишите содержание игры.

–Спланируйте возможные направления развития сюжета.

–Определите игровые правила.

–Подготовьте все необходимые атрибуты для игры.

–Организуйте игровую среду.

–Создайте игровую ситуацию для возникновения игрового замысла детей.

–Организуйте ситуацию распределения ролей между детьми.

–Обговорите игровой замысел и правила игры.

–Осуществляйте прямое (младший дошкольный возраст) или косвенное руководство игровой деятельностью, следите за развитием сюжета.

–Педагогическая разработка плана игры, т.е. начальный этап педагогического конструирования: наметки сюжета, определение игровых ролей и наполнение их конкретным содержанием (старший дошкольный возраст).

–Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка.

–Создание воображаемой ситуации.

–Распределение ролей в зависимости от желания ребенка.

  1. Начало игры:

– создайте игровую или проблемную ситуацию,

– проведите предварительную беседу,

– обговорите тему предстоящей игры и т.д.

  1. Сохранение игровой ситуации:

используйте напоминание, указание, совет, положительную оценку, ролевое взаимодействие и др.

  1. Завершение игры:

– положительная оценка,

– анализ ролевых и товарищеских взаимоотношений.

Вопросы к анализу:

  1. Начало игры: как был создан интерес к игре; соответствие выбранных приёмов возрасту детей, уровню развития игровых умений.
  2. Подготовка к игре: создается специально; дети действуют в воображаемой ситуации; создается по ходу игры. Соответствие подготовки возрастным особенностям детей.
  3. Какие воспитательные задачи решались в ходе игры?
  4. Помогали ли методы и приемы руководства игрой развитию сюжета, игровых умений, формированию взаимоотношений детей?
  5. Были ли реализованы в ходе игры принципы гуманистической педагогики?
  6. Уровень развития игровых, отобразительных умений детей; умение использовать различные средства для воплощения образа героя (речь, мимика, жесты, элементы костюмов и т.д.).
  7. Увлеченность детей игрой, насколько был реализован индивидуальный подход к детям.
  8. Конец игры, ее завершенность, к какой деятельности перешли дети после игры.
  9. Оценка воспитателем деятельности детей в игре, ее соответствие возрасту, целям руководства, принципам личностно-ориентированного подхода.
  10. Предполагаемая последующая работа воспитателя над развитием игровой деятельности.    Предположения, рекомендации:

Можно ли повлиять на ролевое поведение детей в игре, и каким образом?

В чем может проявиться творчество детей в игре?

Что вы открыли сегодня для себя, организуя с детьми сюжетно–ролевую игру?

Какие приемы руководства Вы считаете наиболее эффективными?

Какие трудности возникли у Вас при руководстве данным видом игры?

Какие ресурсы своей педагогической деятельности Вы обнаружили?

Что изменилось в Вашем отношении к данному виду игровой деятельности?

Как можно преобразовать предметно-игровую среду, чтобы повлиять на развитие сюжета и содержание игр дошкольников?

Критерии оценки:

игра соответствует возрасту ребенка;

вовлеченность в игру (количество человек – участников игры);

соблюдение алгоритма игры;

эмоциональная насыщенность соответствует замыслу игры;

особенности поведения детей в игре, подчинение правилам игры;

степень удовлетворённостью игрой.

Показатели эффективности:

Замысел возникает по инициативе самого ребенка, обсуждает его с партнерами по игре, учитывая его точку зрения. Формулировка игровой цели и игровой задачи, устойчивость замысла, использование импровизации в игре.

Основное содержание игры, его разнообразие, соотношение предметных, бытовых и отражающих общественные отношения действий.

Сюжет игры. Разнообразие, устойчивость и развёрнутость сюжета. Умения ребёнка совместно строить и творчески развивать сюжет игры.

Игровая роль обозначается словом через ролевую речь, предметные действия, мимику. Степень развернутости ролевого диалога, его длительность, умение передать характерные особенности персонажа.

Взаимоотношения, их численность, устойчивость и характер.

Игровые действия: степень обобщённости, развёрнутости, разнообразия, адекватности.

Отношение к правилам: умения выполнять их с взятой на себя ролью, следить за выполнением правил другими детьми.

Достижение результата игры, умение соотносить его с замыслом.

Возможные риски:

Бедность сюжетов детских игр, их однообразие.

Отражение в игре отрицательных сторон жизни взрослых, подчинительная позиция отдельных детей в игре, где они выступают пассивными участниками.

Частые конфликты по поводу распределения ролей, выполнению правил, обладанию игрушкой и др.

«Алгоритм организации сюжетно-ролевых игр»

  1. Задачи руководства:

– расширение представлений об окружающем;

– формирование игровой деятельности:

а) развивать сюжет;

б) обучение игровым действиям;

– формирование взаимоотношений.

  1. Подготовка к игре:

– приемы, направленные на обогащение впечатлений:

а) составление плана-сюжета по теме игры по этапам;

б) определить сопутствующие сюжеты;

– атрибуты к игре;

– оборудование места игры.

  1. Ход игры:

– приемы создания интереса к игре;

– сговор на игру:

а) определение плана-сюжета;

б) планирование игры;

в) распределение ролей;

г) создание воображаемой ситуации

– приемы обучения игровым действиям;

– приемы поддержания и развития игры:

а) внесение дополнительных атрибутов;

б) участие педагога во второстепенных ролях;

в) показ новых игровых действий;

г) напоминание, вопросы;

д) введение новых игровых ситуаций;

е) оценка;

– приемы формирования взаимоотношений в игре:

а) напоминание о взаимоотношениях;

б) направление на внимание друг к другу;

в) поощрение вежливости.

  1. Окончание игры:

– краткий итог работы в ролях;

– перевод интереса детей к следующему виду деятельности.

  1. Оценка игры:

– оценка взаимоотношений;

– оценка действий в соответствии с взятой на себя ролью.

Рекомендации по организации

сюжетно-ролевой игры "Школа" для детей 5-7 лет

Цель: расширение представлений о школе Задачи: - формировать умение творчески развивать сюжет игры путем придумывания сюжета игры; - косвенно влиять на изменение игровой среды, вести коррекцию игровых отношений на равноправном партнерстве - формирование ролевого взаимодействия с введением новых ролей: учительница - учительница соседнего класса, директор - учитель, ученики - ученики и др.; Назначение: данная разработка может быть полезна воспитателям старших и подготовительных групп Дизайн пространственной предметно-развивающей среды: Групповое помещение, ученические парты, стол для учителя, стулья. Маленькие куклы игрушки для учеников, средняя кукла – учитель, мини-тетради, мини-книги (изготовленные детьми) Предварительна работа: • экскурсия в школу (обзорная); • посещение уроков; • экскурсия на территорию школы; • составление макета - модели класса; • приглашение учителя в группу к детям. Методы, приемы, условия для развития игрового творчества: беседа о школе с рассматриванием иллюстраций; - д\и: «Четвертый лишний» (школьные принадлежности), «Собери портфель», «Школа». - Рассматривание фотографий, сделанных при посещении школы, обговаривание профессий людей, работающих в школе. - Распределение ролей, смена ролей в процессе игры, основная роль поручается ребенку. - ведение воспитателем проблемных игровых ситуаций типа: «Таня не пришла в школу, она заболела, как поступят одноклассники?» и др.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Школа»

Цель:

- развивать речь, творческую активность,

- расширить, уточнить и конкретизировать представления детей о школе.

- воспитывать доброжелательность, любовь к школе;

- прививать уважение к труду учителя и труду работников школы.

- вызвать интерес, желание учиться в школе.

Дизайн пространственной предметно-развивающей среды:  Групповая, ученические парты, стол для учителя, стулья, доска, указка.

Игровой материал: игрушечная посуда, спец. одежда для персонала школьной столовой, портфели, буквы, слоговые карточки для учеников, журнал для учителя, колокольчик, лего-дупло конструктор, машины, куклы, домик барби.

Предварительная работа:

  1. Экскурсия в школу (обзорная);
  2. Беседа о школьных принадлежностях.
  3. Беседа о том, какими качествами должен обладать учитель.
  4. Беседа о профессии повара, о работающем персонале в школьной столовой.
  5. Сюжетно-ролевая игра «Школа».
  6. Сюжетно-ролевая игра «Столовая».
  7. Самостоятельная организация игровой обстановки в совместной деятельности с воспитателем.
  8. Изготовление игрового материала.

Игровые роли: Девочка «Катя», учитель, ученики, повара.

Беседа перед игрой:

Сюрпризный момент.

(В группу заходит девочка школьница (взрослый) с портфелем)

Девочка: Здравствуйте ребята!!!! Меня зовут Катя!!! Я 1-го сентября собираюсь в школу, только вот о школе нечего не знаю. Вы мне расскажете? Дети: Да!

Девочка:- Что же происходит в школе?

У вас в детском саду группа, а в школе (класс).

В саду воспитатель, а в школе? Дети: (учитель).

Девочка: А что в школе проводит ? Дети (уроки ).

Девочка: Когда заканчивается первый урок, что начинается? Дети: (перемена).

Девочка: Что делают на перемене?

Дети: Отдыхают, играют, ходят в столовую.

Девочка: Что будет происходить в школьной столовой?

Дети: Там повара готовят завтрак и обед для школьников. Работники столовой накрывают стол для учеников. Ученики во время перемены могут попить чай с бутербродом, поесть кашу и т.д.. Персонал, работающий в столовой, к посетителям обращается вежливо, а ученики не забывают благодарить за вкусную еду.

Во время перемены можно поиграть в игры по желанию детей.

Девочка: Спасибо ребята, побегу расскажу своим друзьям про школу. До свидания ребята. Уходит.

Ход игры:

Воспитатель: - Дети, в следующем году вы пойдёте в школу. А как вы думаете, что нужно для поступления в школу? (Ответы детей). 

Воспитатель: - А чем дети занимаются в школе? (Ответы детей).

Воспитатель: - Где проходят уроки?

Дети - в классе.

Воспитатель: - Правильно, ребята! А кто проводит уроки?

Дети - учитель.

Воспитатель: - Я вам предлагаю поиграем в «школу». Будем распределять роли.

Воспитатель: - ребята, кто хочет быть учителем!

Воспитатель дает возможность детям самостоятельно распределять роли.

Воспитатель - сколько много желающих.

Давайте выберем считалкой:

Гномик золото искал!

И колпак свой потерял!

Сел, заплакал, - как же быть!

Выходи! Тебе водить!

Воспитатель - Варвара, ты будешь учителем, а остальные дети будут учениками.

(Получившим роль детям прикрепляется стикер с соответствующим названием.)

Воспитатель - дети начинаем игру, но вначале давайте построим класс (Дети расставляют столы(парты) стульчики)

Дети выходят из группы. Учитель занимает место за учительским столом.

Звучит песня о первоклассниках.

"Звенит звонок"

Дети заходят в воображаемый класс, становятся возле парт.

Приветствуют учителя.

Урок 1. Обучение грамоте.

Учитель представляется, предлагает присесть за парты, ученики занимают свои места.

Учитель открывает журнал и проводит перекличку, называя каждого ученика

1задание. Д/игра «Назови букву». Учитель показывает детям по одной букве и просит детей назвать ее, определить звонкая буква или глухая, гласная или согласная. Дети отвечают.

2 задание. Д/игра «Прочитай слоги». Учитель раздает карточки со слогами и предлагает каждому ученику прочитать. Если ученик затрудняется, то учитель помогает прочитать.

В конце урока учитель подводит итог, и ставить оценки в журнал.

"Звенит звонок"

Учитель объявляет о начале перемены. Напоминает детям, чтоб приготовились к следующему уроку, и предлагает пойти обедать в столовую (возможно – сладкое угощение).

Воспитатель предлагает выбрать повара. И пока в столовой накрывают столы. Дети играют в классе в игры. Повар приглашает в столовую по завтракать. Дети идут в столовую и садятся за столы. После завтрака возвращаются в класс

"Звенит звонок" на следующий урок.

Воспитатель предлагает выбрать следующего учителя.

Урок 2. Рисование.

Дети занимают места в классе за партами.

Учитель: - Дети у нас сейчас урок рисования. У каждого из вас есть семья и у меня тоже. Я предлагаю вам нарисовать свою семью. А я нарисую свою.

Дети приступают к выполнению задания.

Во время выполнения детьми рисунков в группе звучит тихая, спокойная музыка.

В ходе игры воспитатель, он же и «директор» наблюдает за детьми, при необходимости вмешивается или включается в игру.

В ходе игры учителем грамоты и рисования может стать любой ребенок. Любой ученик может идти помогать в столовую, т. е. назначается повар.

Игра продолжается до тех пор, пока интересна детям.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Библиотека» в старшей группе.

Цель:

  1. Расширение у детей представления о труде работников библиотеки.
  2. Формирование умений и навыков работы с книгой.
  3. Способствование умению применять в игре полученные представления.
  4. Побуждение у детей интереса и любви к книгам, воспитание бережного отношения к ним.

Задачи:

  1. Научить детей умению самостоятельно развивать сюжет игры «Библиотека», способствовать самостоятельному созданию и реализации игровых замыслов.
  2. Учить выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым замыслом, развивать умение брать на себя роль.
  3. Закреплять навыки самостоятельно подбирать и правильно пользоваться атрибутами игры, использовать предметы - заместители.
  4. Формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе, готовность прийти на помощь.
  5. Воспитывать чувство ответственности, дружелюбия, уважения к профессиям сотрудников библиотеки.
  6. Продолжать знакомство с правилами поведения в общественных местах.
  7. Развивать интерес к печатному слову.
  8. Способствовать бережному отношению к книге.

Предварительная работа:

  1. Экскурсия в детскую библиотеку.
  2. Оформление фотогазеты «В первый раз в библиотеку» /фотоотчет о походе в библиотеку/.
  3. Беседы-общения: «Зачем нужна библиотека», «Какие бывают книги», «Профессия – библиотекарь».
  4. Рассматривание иллюстраций по теме «Библиотека».
  5. Чтение художественной литературы. С. Жупанин «Я – Библиотекарь».
  6. Слушание и разучивание песен о библиотеке.
  7. Отбор и систематизация книг и журналов для организации мини-библиотеки в группе.
  8. Наклеивание на книги кармашек для книжных формуляров.
  9. Изготовление книжных формуляров.
  10. Изготовление абонементов читателя
  11. Изготовление читательских билетов.
  12. Изготовление закладок для книг.
  13. Подбор и вырезание картинок для наклейки в формуляры читателя /отражают тематику взятой книги/.
  14. Ламинирование книг для выноса на прогулку.
  15. Наклеивания картинок-систематизаторов на папки-уголки с подборкой книг.
  16. Изготовление накладной на новые книги.
  17. Изготовление картинок-номеров для гардероба.
  18. Оформление игровой зоны книжного уголка; выделение игровых зон- кабинет заведующей, абонемент, читальный зал.
  19. Работа в сопутствующем уголке «Речевого развития»: Запись рассказов детей по впечатлениям о прочитанном и об экскурсии в библиотеку в «Альбом слово творчества». Пополнение Картотеки новых слов. /Абонемент, стеллаж, каталог, формуляр и др./
  20. Оформление тематической выставки /Юбилей А. С. Пушкина/
  21. Организация «Книжкиной больницы».
  22. Домашнее задание: Рисование картинок прочитанных книгам с записью родителями впечатления ребёнка о прочитанном. Запись родителями рассказа ребёнка на тему: «О чем мне прочитала мама». Изготовление книжек- малышек.
  23. Ситуативные разговоры на темы: «Что делать, если ты порвал книгу»; «Если бы не было книг» и др.

Игровой материал:

Книги

Журналы

Книжки-малышки

Абонементы /формуляры читателей/

Билеты читателя

Компьютер детский

Накладная на новые книги

Портрет А. С. Пушкина

Модуль «Гардероб»

Вешалки для одежды

Картинки-номера для гардероба

Книжные формуляры

Кармашки для книг

Закладки для книг

Картинки для наклейки в формуляры читателей

Скотч, клей, бумага для ремонта книг.

Игровые роли:

Заведующая библиотекой

Гардеробщик

Водитель

Библиотекари

Читатели

Игровые действия:

  • Оформление формуляров
  • Прием библиотекарем заявок на книги
  • Подбор и выдача книг читателям
  • Работа с картотекой читателей
  • Заказ новых книг и составление накладной на книги
  • Приём новых книг по накладной /с использованием детского компьютера/
  • Систематизация новых книг по темам
  • Оформление книжной выставки «Новые книги»
  • Посещение читательского зала /просмотр журналов; рисование картинок по прочитанных книгам/

Взаимодействие с родителями:

  • Изготовление папок для систематизации книг
  • Изготовление книжек- малышек
  • Фотогазета «В первый раз в библиотеку»
  • Прочтение дома с ребёнком книги, принесённой из детского сада
  • Рисование картинок по прочитанных книгам с записью родителями на обороте впечатления ребёнка от книги
  • Запись родителями рассказа детей на тему «О чем мне прочитала мама»
  • Ламинирование книг

Ход игры:

1 вариант.

Воспитатель: Ребята недавно мы с вами ходили на экскурсию в детскую библиотеку. Работники библиотеки рассказали нам кто работает в библиотеке и как она устроена. Нам с вами очень понравилось экскурсия и мы организовали в нашей группе свою библиотеку. Мы отобрали для нашей библиотеки самые интересные книги и журналы, изготовили книжки- малышки, абонементы и формуляры читателя, на каждую книжечку наклеили книжный кармашек и сделали книжный формуляр. И сегодня я предлагаю нам с вами поиграть в библиотеку.

Воспитатель: Дети, кто работает в библиотеке?

Дети: Библиотекари.

Воспитатель: Правильно. Библиотекарь хранит и отвечает за все книги и журналы в библиотеке, он выдаёт книги посетителям библиотеки. Как их называют?

Дети: Читатели.

Воспитатель: Когда читатель выбрал понравившуюся ему книгу, библиотекарь вкладывает формуляр книги в абонемент читателя. /Воспитатель показывает  образец/

После того, как читатель прочтёт книгу, он должен вернуть её в библиотеку. Библиотекарь проверяет не повреждена ли книжка, вкладывает в неё обратно книжный формуляр /показывает/. Ребята, кто запомнил, какие отделы есть в библиотеке?

Дети: Абонемент и читальный зал.

Воспитатель: Да, в абонементе книги читатели берут домой, а читальный зал нужен, чтобы в нем читать книги, которые находятся в библиотеке в одном экземпляре. Это очень ценные книги и библиотекарь не может разрешить их взять домой. Там же, в читальном зале можно посмотреть много интересных журналов.

Воспитатель: Итак, ребята, давайте поиграем. Сегодня библиотекарем буду я, а вы - читателями. Добро пожаловать в библиотеку! Включает запись песни про библиотеку и игра начинается.

В следующий раз роль библиотекаря берут на себя уже сами дети. При последующем проведении воспитатель вводит в игру новые роли и сюжеты.

2 вариант:

Воспитатель: ребята, сегодня мы вновь поиграем в библиотеку, давайте вспомним, кто кроме библиотекарей, ещё работает в библиотеке? Мы с вами пришли в библиотеку одетые, сняли наши шапочки и карточки и отдали их на хранение кому?

Дети: Гардеробщику!

Воспитатель: Правильно. Гардеробщик хранит наши вещи пока мы находимся в библиотеке. Нам он выдаёт специальные номерам. Значит для сегодняшней игры нам нужен гардеробщик.

А кто распределяет и контролирует работу в библиотеке, разрешает конфликты?

Дети: Заведующая!

Также заведующая делает заявки на приобретение новых книг. Заведующая заказывает для библиотеки новые книги, а кто их приведёт в библиотеку?

Дети: Шофер.

Воспитатель: У нас в библиотеке есть абонемемент и читальный зал, значит, нам надо выбрать двух библиотекарей. Таким образом, ребята, для сегодняшней игры нам с вами нужны: заведующая библиотекой, гардеробщик, шофер, два библиотекаря. Чтобы никому не было обидно, давайте выберем их по считалочке /выбираем/. Ребята, а остальные по желанию будут читателями. А теперь давайте играть.

Дети начинают игру.

 Юля и Арина- библиотекари, договариваются между собой, кто хочет работать на абонементе, а кто в читальном зале.

Первой на работу приходит заведующая. Сегодня она должна заказать для библиотеки новые книги. Заведующая по телефону просит привезти необходимые книги в библиотеку. Шофер привозит их. Заведующая по накладной и компьютеру принимает книги и отдаёт их библиотекарям.

Библиотекари расставляют книги, оформляют книжную выставку «Новые книги».

Приглашают посетителей библиотеки пройти в абонемент и читальный зал.

Дети ,выразившиеся желание быть читателями, проходят в библиотеку, сдают вещи гардеробщику. Библиотекари беседует с читателями, спрашивают о чем они хотят почитать, советуют взять ту или иную книгу. В читальном зале дети рассматривают журналы.

При необходимости дети обращаются с вопросами к воспитателю.

Какое-то время спустя воспитатель объявляет, что сегодня а читальном зале состоится беседа о творчестве писателя и приглашает детей пройти в читальный зал, где оформлена тематическая выставка к юбилею писателя и коротко рассказывает детям о писателе и проводит анализ игры:

  • Во что мыс вами сегодня играли?
  • Кто работает в библиотеке?
  • Как справились рябята со своими ролями?
  • Вам понравилась эта игра?

При последующем проведении игры воспитатель может предложить ввести новые персонажи /например, продавец книжного магазина/ и объединить игру с другими сюжетами /например, с  играми в семью, школу, детский сад, экскурсия по городу и др./

свернуть