Окончание учебного года 2023/2024

Письмо Министерства образования Республики Беларусь «О завершении учебных занятий, окончании 2023/2024 учебного года при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования»

развернуть

План мерапрыестваў і кансультацый па вучэбным прадметам па падрыхтоўцы да ЦТ па завяршэнні навучання і выхавання на ІІІ ступені агульнай сярэдняй адукацыі

развернуть

План мерапрыестваў і кансультацый па вучэбным прадметам, па якім будуць праводзіцца выпускныя экзамены па завяршэнні навучання і выхавання на ІІ ступені агульнай сярэдняй адукацыі

развернуть

Порядок участия во вступительной кампании отдельных категорий учащихся

развернуть

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 14 августа 2023 г. № 263 О перечне учебных предметов, по которым проводятся итоговые испытания, видах, формах и сроках проведения итоговых испытаний в 2023/2024 учебном году

развернуть

Постановление Министерства образования № 184 от 11 июля 2022 Об аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования

развернуть

Постановление Министерства образования от 30.12.2022 №509 «Об изменении постановления Министерства образования Республики Беларусь от 11.07.2022 №184»

развернуть

Выпускные экзамены в 2023/2024 учебном году

развернуть

О проведении в 2023/2024 учебном году выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования

Итоговые испытания по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования проводятся в виде выпускного экзамена.

Выпускные экзамены проводятся с 3 по 10 июня 2024 г. (основные сроки) и с 19 по 26 августа 2024 г. (иные сроки).

 

«Белорусский язык» – изложение в письменной форме (отводится 4 астрономических часа);

«Русский язык» – изложение в письменной форме (отводится 4 астрономических часа);

«Математика» – контрольная работа в письменной форме (отводится 4 астрономических часа);

Выпускные экзамены по учебным предметам, которые проводятся в письменной форме, начинаются в 9 часов. Сроки проведения: 3 июня, 5 июня, 7 июня.

«История Беларуси» - устный экзамен. Сроки проведения: 10 июня

Билеты для проведения обязательного выпускного экзамена по завершении  обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования учащихся при освоении содержания образовательной программы  базового образования
 

О завершении учебных занятий, окончании 2023/2024 учебного года

На основании части второй пункта 2 статьи 150 Кодекса Республики Беларусь об образовании:

  • учебные занятия завершаются 31 мая 2024 г., а для учащихся IX (Х классов, в которых обучались учащиеся с особенностями психофизического развития с пятилетним сроком обучения на I ступени общего среднего образования) и XI (XII) классов – 24 мая 2024 г.;
  • учебный год завершается 31 августа 2024 г.

Письмо Министерства образования Республики Беларусь «О завершении учебных занятий, окончании 2023/2024 учебного года при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования»

Торжественные мероприятия «Последний звонок»

Для учащихся IX (Х) классов, XI (XII) классов учреждений образования, реализующих образовательную программу базового образования, образовательную программу среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, проводятся 25 мая 2024 г.

Выпускные вечера для учащихся XI (ХІІ) классов рекомендуется провести 14 июня 2024 г.

 

О допуске учащихся к итоговой аттестации

по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования

Допуск учащихся к итоговой аттестации по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования осуществляется на условиях и в порядке, установленных пунктами 37, 38 и 39 Правил проведения аттестации.

Обращаем внимание, что к итоговой аттестации по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования не допускаются учащиеся, которые имеют неудовлетворительные отметки по итогам учебного года или не аттестованы по итогам учебного года по тем учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены, централизованные экзамены.

Об освобождении учащихся от выпускных экзаменов, централизованных экзаменов

Полный перечень оснований для освобождения учащихся от выпускных экзаменов (по всем учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены, или по отдельным учебным предметам) по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования указан в пунктах 40 и 41 Правил проведения аттестации.

Полный перечень оснований для освобождения учащихся от выпускных экзаменов, централизованных экзаменов (по всем учебным предметам, по которым проводятся централизованные экзамены, выпускные экзамены или по отдельным учебным предметам) по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования указан в пунктах 42 и 43 Правил проведения аттестации.

Обращаем внимание, что в соответствии с Правилами проведения аттестации для освобождения от централизованных экзаменов учащиеся, которые обучались на дому (законные представители несовершеннолетних учащихся), учащиеся, являющиеся победителями третьего и заключительного этапов республиканской олимпиады по учебным предметам (законные представители несовершеннолетних учащихся), не позднее чем за 5 дней до завершения регистрации на централизованный экзамен (1 апреля 2024 г.) подают руководителю учреждения образования (уполномоченному им лицу) заявление.

В случае, если учащийся принимает решение об освобождении от централизованного экзамена, то он лишается права в 2024 году проходить регистрацию на централизованное тестирование.

свернуть

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению выпускного экзамена по учебному предмету «История Беларуси» по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования в 2022/2023 учебном году

развернуть

Практические задания для выпускного экзамена по истории Беларуси

развернуть

Білеты для правядзення абавязковага выпускнога экзамену па завяршэнні навучання і выхавання на II ступені агульнай сярэдняй адукацыі вучняў пры засваенні зместу адукацыйнай праграмы базавай адукацыі, у тым ліку для правядзення экзамену ў парадку экстэрнату, па вучэбным прадмеце «Гісторыя Беларусі»

развернуть

Демоверсия практического задания для проведения выпускного экзамена по истории Беларуси в IX классе

развернуть

«Горячие линии» и «прямые телефонные линии»

развернуть

В Министерстве образования издан приказ "Об организации работы «горячей линии» в 2024 году"

В целях оказания помощи обучающимся, их законным представителям и иным заинтересованным лицам в получении информации об организации итоговой аттестации по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования и вступительной кампании в учреждениях высшего образования в 2024 году:

 

в Министерстве образования будет организована работа «горячей линии»

С 9 апреля 2024 года во всех учреждениях высшего образования (УВО) и в Министерстве образования начнут работу «горячие линии» по вопросам организации выпускной и вступительной кампании 2024 года.

Телефоны горячих линий УВО
https://edu.gov.by/abiturientu-2024/goryachaya-telefonnaya-liniya-priemnoy-komissii/

режим работы в будние дни – с 9.00 до 18.00, перерыв на обед – с 13.00 до 14.00, телефон (017) 222 43 12

С целью предупреждения и своевременного выявления сведений о возможных случаях нарушения законодательства Республики Беларусь по вопросам организованного завершения учебного года, организации и проведения выпускных экзаменов организована «горячая» телефонная линия

государственного учреждения образования «Дещенская средняя школа Узденского района»

по телефону   (8 01718) 49 229

управления по образованию, спорту и туризму Узденского райисполкома

по телефону   (8 01718) 53 027

главного управления по образованию Минского облисполкома

по телефону   (8 017) 500 42 26

 

свернуть

ПЕРЕЧЕНЬ заболеваний, которые являются медицинским основанием для освобождения учащихся от выпускных экзаменов

развернуть

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

27 мая 2011 г. № 45

Об установлении перечня заболеваний, которые являются медицинским основанием для освобождения учащихся от выпускных экзаменов, и признании утратившим силу постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 3 октября 2006 г. № 80

На основании пункта 5 статьи 165 Кодекса Республики Беларусь об образовании Министерство здравоохранения Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Установить перечень заболеваний, которые являются медицинским основанием для освобождения учащихся от выпускных экзаменов, согласно приложению.

2. Признать утратившим силу постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 3 октября 2006 г. № 80 «Об определении перечня заболеваний, которые являются основанием для освобождения учащихся от выпускных экзаменов за период обучения на уровнях общего базового и общего среднего образования» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 170, 8/15148).

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2011 г.

Министр

В.И.Жарко

 

 

Приложение  к постановлению   Министерства здравоохранения   Республики Беларусь

27.05.2011 № 45

ПЕРЕЧЕНЬ заболеваний, которые являются медицинским основанием для освобождения учащихся от выпускных экзаменов


п/п

Наименование заболеваний

Сроки освобождения от выпускных экзаменов

1

Инфекционные и паразитарные заболевания:

 

1.1

кишечные инфекции (холера, тиф и паратиф, дизентерия, ботулизм)

До выздоровления и окончания срока изоляции

1.2

бактериальные зоонозы

До выздоровления и окончания срока изоляции

1.3

другие бактериальные заболевания (дифтерия, коклюш, скарлатина, менингококковая инфекция, септицемия, актиномикоз и другое)

До выздоровления и окончания срока изоляции

1.4

риккетсиозы

До выздоровления и окончания срока изоляции

1.5

вирусные геморрагические лихорадки

До выздоровления и окончания срока изоляции

1.6

вирусные инфекции, характеризующиеся поражением кожи и слизистых оболочек (ветряная оспа, опоясывающий лишай, корь, краснуха)

До выздоровления и окончания срока изоляции

1.7

острый вирусный гепатит

До выздоровления

1.8

заболевание, вызванное вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ)

Постоянно

1.9

другие вирусные заболевания:

 

1.9.1

эпидемический паротит

До выздоровления и окончания срока изоляции

1.9.2

инфекционный мононуклеоз (тяжелое и среднетяжелое течение)

Постоянно

1.10

активный туберкулез органов дыхания и внелегочных локализаций

Постоянно

2

Злокачественные новообразования всех локализаций

1 год после окончания химиолучевой терапии при наступлении ремиссии

3

Заболевания крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм:

 

3.1

анемии (среднетяжелая и тяжелая формы), связанные с питанием, и гемолитические

Не менее 6 месяцев после нормализации показателей крови

3.2

апластические анемии врожденные

Постоянно

3.3

апластические анемии приобретенные

1 год после окончания специального лечения

3.4

гемофилия (среднетяжелая и тяжелая формы)

Постоянно

3.5

агранулоцитоз

До 6 месяцев от наступления ремиссии

3.6

идиопатическая тромбоцитопеническая пурпура (болезнь Верльгофа)

Не менее 1 года после нормализации уровня тромбоцитов

3.7

геморрагический васкулит

Не менее 9 месяцев после обострения

3.8

состояние после трансплантации костного мозга, печени, почек, других органов

До 5 лет после окончания иммуносупрессивной терапии

3.9

иммунодефицитные состояния (кроме ВИЧ), сопровождающиеся рецидивами инфекционных осложнений, патологическими изменениями кроветворной системы, других органов

Постоянно

4

Заболевания эндокринной системы:

 

4.1

заболевания гипофиза, щитовидной железы, надпочечников, паращитовидных желез со значительным или умеренным нарушением функции в состоянии клинико-гормональной субкомпенсации или декомпенсации на фоне медикаментозной терапии

Постоянно

4.2

состояние после медицинских процедур на эндокринной железе (оперативное удаление, в том числе частичное, лучевая терапия и другое) в состоянии клинико-гормональной субкомпенсации или декомпенсации на фоне заместительной терапии

Постоянно

4.3

сахарный диабет (состояние клинико-метаболической субкомпенсации или декомпенсации)

Постоянно

5

Психические расстройства и расстройства поведения:

 

5.1

шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства

Индивидуально по заключению врачебно-консультационной комиссии (далее – ВКК) с обязательным участием врача-психиатра-нарколога

5.2

психозы различной этиологии

Индивидуально по заключению ВКК с обязательным участием врача-психиатра-нарколога

5.3

расстройства поведения с социальной дезадаптацией, расстройства личности с частыми декомпенсациями

Индивидуально по заключению ВКК с обязательным участием врача-психиатра- нарколога

5.4

невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства

Индивидуально по заключению ВКК с обязательным участием врача-психиатра-нарколога

5.5

аффективные расстройства (расстройства настроения)

Индивидуально по заключению ВКК с обязательным участием врача-психиатра-нарколога

5.6

органические, включая симптоматические, психические расстройства

Индивидуально по заключению ВКК с обязательным участием врача-психиатра-нарколога

5.7

комбинирование вокализмов и множественных моторных тиков (синдром де-ла-Туретта)

Индивидуально по заключению ВКК с обязательным участием врача-психиатра-нарколога

5.8

хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания

Индивидуально по заключению ВКК с обязательным участием врача-психиатра-нарколога

6

Заболевания нервной системы:

 

6.1

воспалительные, демиелинизирующие заболевания центральной нервной системы и их последствия, сопровождающиеся выраженными и резко выраженными расстройствами двигательных, чувствительных, координаторных и других функций нервной системы

Постоянно

6.2

наследственные атаксии с выраженными и резко выраженными двигательными нарушениями

Постоянно

6.3

спинальная мышечная атрофия с выраженными и резко выраженными двигательными нарушениями

Постоянно

6.4

дистония торсионная (генерализованная форма)

Постоянно

6.5

эпилепсия с частыми припадками, не контролируемыми лекарственными средствами

Постоянно

6.6

полиневропатии и другие поражения периферической нервной системы с выраженными и резко выраженными двигательными и другими остаточными нарушениями

Постоянно

6.7

прогрессирующие мышечные дистрофии и врожденные миопатии с выраженными и резко выраженными двигательными нарушениями

Постоянно

6.8

детский церебральный паралич и другие паралитические синдромы с выраженными и резко выраженными двигательными нарушениями

Постоянно

6.9

spina bifida (неполное закрытие позвоночного канала) с выраженными и резко выраженными двигательными и тазовыми нарушениями

Постоянно

7

Заболевания глаза и его придаточного аппарата:

 

7.1

заболевания склеры, роговицы, сосудистой оболочки, сетчатки, зрительного нерва, имеющие прогрессирующее или рецидивирующее течение

Постоянно

7.2

двусторонняя афакия или артифакия

Постоянно

7.3

односторонняя афакия или артифакия

До 1 года после хирургического вмешательства

7.4

глаукома

Постоянно

7.5

осложненная хориоретинальная миопия независимо от степени (при хронической периферической дистрофии сетчатки с наличием предразрыва и разрыва)

Постоянно

7.6

состояние после хирургического вмешательства на сетчатке

Постоянно

7.7

состояние после лазерной коагуляции сетчатки

Индивидуально до 3 месяцев после медицинского вмешательства

7.8

проникающие ранения и контузии органа зрения средней и тяжелой степени тяжести

Не менее 6 месяцев после травмы, далее индивидуально в зависимости от исхода

8

Двусторонняя тугоухость III, IV степени

Постоянно от письменных экзаменов с восприятием текста на слух

9

Заболевания системы кровообращения:

 

9.1

острая ревматическая лихорадка

До 1 года после последней атаки

9.2

хронические ревматические заболевания сердца с явлениями сердечной недостаточности

Постоянно

9.3

артериальная гипертензия II, III степени (диагноз должен быть подтвержден медицинским обследованием в стационарных условиях)

Постоянно

9.4

неревматические поражения клапанного аппарата сердца и мышцы сердца с явлениями сердечной недостаточности

Постоянно

9.5

кардиомиопатии (дилатационная, гипертрофическая, рестриктивная)

Постоянно

9.6

врожденные аномалии системы кровообращения с явлениями сердечной недостаточности

Постоянно

9.7

состояния после хирургических вмешательств на сердце с явлениями сердечной недостаточности

Постоянно

9.8

сердечная недостаточность

Постоянно

9.9

нарушения сердечного ритма (получающие противоаритмические лекарственные средства, получившие лечение методом радиочастотной абляции и (или) с имплантированным кардиостимулятором)

Постоянно

10

Заболевания органов дыхания:

 

10.1

хронические заболевания нижних дыхательных путей, врожденные аномалии легкого с частыми обострениями (3 и более раза в год), и (или) явлениями дыхательной недостаточности, и (или) легочной гипертензией

Постоянно

10.2

хронические заболевания нижних дыхательных путей, врожденные аномалии легкого с редкими обострениями (до 2 раз в год)

До окончания обострения

10.3

бронхиальная астма (тяжелое течение)

Постоянно

10.4

муковисцидоз средней и тяжелой степени тяжести

Постоянно

10.5

операции по поводу гипоплазии легких и бронхоэктатической болезни

До 6 месяцев после операции

10.6

пневмония, подтвержденная рентгенологическим исследованием

До выздоровления

10.7

саркоидоз

Постоянно

11

Заболевания органов пищеварения:

 

11.1

язва желудка и (или) двенадцатиперстной кишки

До окончания обострения

11.2

неспецифический язвенный колит

Постоянно

11.3

болезнь Крона

Постоянно

11.4

хронический гепатит с высокой или умеренной степенью активности и (или) фиброзом

Постоянно

11.5

фиброз печени и (или) цирроз печени

Постоянно

11.6

печеночная недостаточность

Постоянно

11.7

хронический панкреатит

До окончания обострения

12

Распространенные и часто рецидивирующие (2 и более раза в год) псориаз, эпидермолиз

Постоянно

13

Заболевания костно-мышечной системы и соединительной ткани:

 

13.1

ревматоидный артрит, юношеский (ювенильный) артрит и другие воспалительные артропатии с нарушением функции сустава и частыми обострениями

Постоянно

13.2

системные поражения соединительной ткани

Постоянно

13.3

деформации позвоночника и (или) грудной клетки III, IV степени со значительными нарушениями функции органов грудной клетки

Постоянно

14

Заболевания мочеполовой системы:

 

14.1

гломерулярные хронические заболевания почек (быстропрогрессирующий нефритический синдром, хронический нефритический синдром, нефротический синдром, наследственная нефропатия)

Постоянно

14.2

хронический тубулоинтерстициальный нефрит

До 3 месяцев после последнего обострения

14.3

почечная недостаточность

Постоянно

14.4

острый нефритический синдром

До 6 месяцев после выписки из организации здравоохранения, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях (далее – стационар)

14.5

острый тубулоинтерстициальный нефрит

До 1 месяца после выписки из стационара, далее индивидуально в зависимости от исхода

15

Беременность, роды

Нормально протекающая беременность с 22 недель, патологически протекающая в течение всей беременности

16

Послеродовой период

До 70 дней, при грудном вскармливании до 6 месяцев

17

Операция по поводу аппендицита

2 недели после выписки из стационара

18

Операция по поводу грыжи

2 недели после выписки из стационара

19

Операция по поводу непроходимости кишечника

1 месяц после выписки из стационара

20

Переломы костей верхних конечностей

В период иммобилизации от всех экзаменов, до 1 месяца со дня снятия иммобилизации от выпускных экзаменов, проводимых в письменной форме, при переломах костей ведущей руки

21

Переломы костей нижних конечностей

До 3 недель со дня снятия иммобилизации

22

Переломы черепа, позвоночника

3 месяца после выписки из стационара, далее индивидуально в зависимости от исхода

23

Черепно-мозговые травмы, травматические повреждения спинного мозга:

 

23.1

без последствий или с минимальными неврологическими нарушениями

До 2 месяцев после получения травмы

23.2

со стойкими умеренно выраженными и выраженными неврологическими нарушениями

Постоянно

24

Последствия травм, отравлений и других воздействий внешних причин с выраженными и резко выраженными нарушениями функций органов и систем

Постоянно

25

Состояние, связанное с наличием искусственного отверстия (трахеостома, гастростома, илеостома, колостома, цистостома и другое)

Постоянно

26

Тяжелые нарушения речи (моторная и сенсорная алалия, афазия, выраженная дизартрия)

Постоянно от выпускных экзаменов, проводимых в устной форме

27

Высокая степень заикания

Постоянно от выпускных экзаменов, проводимых в устной форме

28

Заболевания, не вошедшие в настоящий перечень и приведшие к умеренным, выраженным и резко выраженным ограничениям жизнедеятельности (функциональные классы 2–4)

Индивидуально по заключению ВКК

свернуть

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА ПРИ ПОДГТОВКЕ К ЭКЗАМЕНУ

развернуть

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА ПРИ ПОДГТОВКЕ К ЭКЗАМЕНУ

Накануне экзамена

Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов. Не повторяйте билеты по порядку, лучше напишите номера на листочках и тяните, как на экзаменах. Каждый раз, прежде чем рассказать билет, вспомните и запишите план ответа. Если это получилось легко, можете не рассказывать – этот вопрос вы знаете хорошо. Известно, что голос, поза, жестикуляция не только “выдают” состояние человека, но по принципу обратной связи способны влиять на него. Приняв уверенную позу, начиная говорить спокойным и уверенным голосом, вы становитесь спокойнее и увереннее в себе. Если вы волнуетесь, то непосредственно накануне представьте себе ситуацию экзамена во всех красках, со всеми своими чувствами, переживаниями, “страшными мыслями”. Сначала вы представляете, как у вас дрожат руки или пересыхает в горле, в голове не осталось ни одной мысли, но вот вы тянете билет, садитесь на место или читаете задание на доске во время письменного экзамена, страх пропадает, вы сосредоточиваетесь и начинаете спокойно готовиться к ответу или выполнять задание. Естественно, если у вас вообще нет никакого страха перед экзаменом, то не надо его и представлять себе. По дороге на экзамен не вредно просто пролистать учебник.

Время перед экзаменами

  • Соберите всю информацию о порядке проведения экзамена, экзаменаторах, процессе экзамена и темах на экзамене.
  • Составьте долгосрочный план, а также планы на каждый день. Не забудьте внести в план перерывы и время для приятных занятий.
  • Позаботьтесь о рабочих материалах и материалах для экзаменов.
  • Подготовьте рабочее место таким образом, чтобы как можно меньше отвлекаться.
  • Начните с упражнений, мотивирующих ваши мысли о том, что прибавится позитивного в вашей жизни после экзамена.
  • Хвалите себя за каждый, даже маленький, успех в обучении согласно вашему плану.
  • Работайте над преодолением вызывающих страх мыслей.
  • Обязательно предусмотрите во время работы маленькие паузы для расслабления.
  • Осваивайте навыки расслабления.
  • Делайте перед сном упражнения на расслабление.

День перед экзаменом

  • Проведите этот день не над учебниками, а занимаясь чем-то расслабляющим.
  • Подготовьте одежду и все то, что вы должны взять с собой на экзамен.
  • Поставьте будильник на такое время, чтобы утром вы могли собраться совершенно спокойно и не спеша.
  • Представьте себе еще раз, как вы на следующее утро спокойно идете на экзамен, и если возникает страх, то как вы успешно его преодолеваете.

День экзаменов

  • Начните день с расслабляющих упражнений в кровати.
  • Очень легко, но питательно позавтракайте.
  • Избегайте слишком большого количества кофе, никотина и колы, поскольку они могут привести к перевозбуждению.
  • Сделайте упражнение на дыхание перед входом в помещение, где проходит экзамен. Внушайте себе следующее: «Я хорошо подготовился, я справлюсь».
  • Избегайте ваших товарищей по несчастью, которые уже натренированы предсказывать разного рода катастрофы.

Во время экзамена

  1. Начинайте готовиться с того вопроса, выполнять то задание, которое, пусть совсем немного, для вас легче.
  2.  Напишите примерный план ответа на отдельном листе бумаги. Пишите даже то, что может вначале показаться ненужным, это поможет в процессе письма припомнить еще какие-нибудь факты. Если вам удастся это сделать, ваши нервы станут спокойнее, голова начнет работать более ясно и четко, ваша энергия теперь может быть направлена на ответ, на экзаменационный вопрос.
  3. Составление небольшого плана займет минут 20 – 25. Прикрепите листок с планом к листку с экзаменационным вопросом, и экзаменатор увидит, что у вас методический склад ума.
  4. Вашу работу будет легко читать и делать в ней пометки, если почерк четкий и понятный.
  5. Если возможно, сформулируйте краткий ответ на весь вопрос в первом же предложении. Вы дадите экзаменатору понять, что смысл вопроса вам ясен.
  6. Если вопрос состоит из нескольких частей, назовите каждую из них и подчеркните подзаголовки. Экзаменатор увидит, что вам есть, что сказать по каждому пункту.
  7. Если вы ведете речь о гипотезах или включаете в свой ответ даты тех или иных событий, подчеркните их: знание дат сразу бросится в глаза экзаменатору.
  8. Удостоверьтесь, что в готовом ответе есть вступление, основная часть и заключение.
  9. Скажите себе: «Мне позволительно не суметь ответить на один вопрос», если вы на него не можете ответить.
  10. Переспросите, если вы не поняли какой-то вопрос.
  11. Говорите себе: «В данный момент у меня блокада, торможение, я к этому хорошо подготовился, это пройдет, если я расслаблюсь. Я глубоко вдыхаю, как я этому научился, когда имеет место блокада мысли».
  12. Если вы сдаете письменный экзамен, то вначале постарайтесь понять задание в целом, а затем начните с того, что вам кажется наиболее легким. Обнаружив задание, на которое вы не можете ответить, говорите себе: «Я хотел бы на все ответить, но я могу и пережить, если я не все знаю. Я буду заботиться прежде всего о том, что я могу решить. Позже я еще смогу вернуться к этому».
  13. Чтобы быстрее сосредоточится, активизировать память и внимание, в течение 30 секунд разминай большим и указательным пальцем точку, расположенную в центре уха, и точку, которая находится на переносице по центру между бровями. А если одновременно между подушечками большого и среднего пальцев той же руки воздействовать на точки у внутренних углов глаз, значительно уменьшится и зрительное напряжение.

Тактика ответа на экзамене

  1. Прочитать весь билет до конца.
  2. Оценить, какой пункт для вас самый легкий.
  3. Наметить последовательность решения пунктов по принципу от самого легкого к сложному.
  4. Если задача оказалась сложнее, чем вы думали, переходите к следующей. Решив другую, можно вернуться к первой
  5. Следите по часам за временем, отведенным вами на каждый пункт.
  6. Если остается лишнее время, не торопитесь вставать. На письменном экзамене потратьте время на проверку, на устном – послушайте, о чем спрашивает преподаватель – вопросы повторяются.

Памятка психолога для выпускников!

Спеши не спеша. Прочитай вопрос дважды, прежде чем писать. Убедись, что правильно понял, что требуется.

Начни с легкого. Пропускай тяжелые или непонятные задания. В тексте есть задания, с которыми ты обязательно справишься.

Читай задание до конца. Думай только про то задание, которое ты выполняешь. Забудь о предыдущих неудачах.

Исключай! Многие задания можно быстрее выполнить, если исключать неправильные варианты. Запланируй два этапа:  2/3 времени на более легкие задания, 1/3 времени на сложные задания.

Проверь!  Оставь время для проверки, чтобы увидеть явные ошибки.

Угадывай!  Если ты можешь отдать предпочтение одному ответу другим инстинктивно, доверяй своей интуиции!

Не переживай! На практике выполнить все задания нереально! Количество выполненных заданий может быть достаточным, чтобы получить хороший балл.

Советы учителей по подготовке к экзамену по истории. 

         Чтобы понять главное в изучаемом материале, надо подумать над выводами, постараться их усвоить. Обрати внимание на вопросы и задания в конце параграфа, они учат размышлять над текстом.

         При освещении событий должны присутствовать все элементы, из которых складываются знания по истории: описать, что происходит, где и когда, как, и почему действует; показать причинно-следственные связи, мировоззренческие и моральные обобщения, место и роль события и процесса в развитии человеческого общества.

         Наиболее надежная ориентация достигается при прочном знании минимума дат и умении логически соотносить с ними другие даты. Поэтому для запоминания важнейших дат не жалей времени.  представляющие “опорные пункты” для ориентации в историческом процессе, запоминание которых необходимо; показывающие течение процесса.

Советы учителей по подготовке к экзамену по математике

         Примеры и задачи, предлагаемые на письменном экзамене по математике составлены так, что их невозможно решить без хорошего усвоения теории. Поэтому при подготовке к экзаменам учащимся необходимо повторить основные вопросы теории:

         11 класс: преобразование тригонометрических выражений; решение тригонометрических уравнений и неравенств; производная, применение производной к исследованию функций; интеграл; иррациональные уравнения; показательные уравнения и неравенства; логарифмические уравнения и неравенства;  параллельности и перпендикулярности прямых и плоскостей; многогранник и их свойства; тела вращения (объемы тел, площади поверхностей тел); И) функции; преобразование выражений.

         9 класс: действия с десятичными и обыкновенными дробями; преобразования выражений, содержащих квадратные корни; тождественные преобразования выражений с использованием формул сокращенного умножения, преобразование тригонометрических выражений, решение целых и дробно-рациональных уравнений: решение задач, решаемых с помощью уравнений; решение систем уравнений; решение линейных и квадратичных неравенств и их систем; функции: линейная, квадратичная, обратная пропорциональность, у = х. прогрессии; перпендикулярность и параллельность прямых на плоскости; их признаки и свойства; признаки равенства треугольников; признаки подобия треугольников; формулы для вычисления площади треугольников; теоремы Пифагора, синусов и косинусов;  окружность и ее свойства; свойства четырехугольников; формулы для вычисления их площади; векторы; многоугольники.

          После повторения каждого вопроса теории нужно прорешать ряд примеров и задач средней трудности.  Все непонятные вопросы и нерешенные примеры выписать в тетрадь и обратиться с ними на консультации к учителю или посоветоваться с товарищами. Особое внимание нужно обратить на оформление решений задач, обоснование основных положений, затронутых в примерах и задачах. При решении уравнений и неравенств не забывать указать область определения.

свернуть
Ещё в этом разделе