Растим маленького патриота

"Мотивированная, образованная, активная молодёжь — это, по сути, стратегический ресурс развития любой страны". 

А.Г.Лукашенко

16234.1587131060.a1791cac4b_-_media--a496dc81--query

Президент - детям.

Дорогой друг!
Ты уже сделал первый шаг на пути к взрослению. За этот период нужно многое успеть, чтобы стать настоящим гражданином Республики Беларусь. Пусть это время пройдет с пользой: оглянись вокруг, задумайся, на какой земле ты живешь, какие люди рядом с тобой, что нас всех объединяет, что важно для тебя сейчас, чем будешь заниматься в будущем, чем гордиться. Стремись ко всему новому, будь открыт для новых знаний. Этот раздел поможет тебе разобраться во многих взрослых вопросах.
Ты узнаешь, как устроено наше государство, по каким законам и правилам живет наше общество, какие права и обязанности имеет каждый гражданин.
Ты увидишь, как интересна история, разнообразен животный и растительный мир Беларуси.
Ты выяснишь, как государство помогает молодым гражданам найти свое призвание и занять достойное место в обществе.


История Беларуси
Беларусь - страна с 1000-летней историей. Она размещается в самом центре Европы. С самых древних времен здесь жили гостеприимные, трудолюбивые, талантливые люди, которые любили и защищали свою Родину. Название страны связано с желанием наших предков быть свободными. "Белая" значит великая", "святая", "свободная", "независимая". 

Государственное устройство Беларуси
Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое государство. В нашей стране Основным Законом является Конституция Республики Беларусь, которая регулирует все сферы жизни белорусского общества. Вся власть в республике принадлежит народу, а государство обеспечивает права и свободы своих граждан и их соблюдение. Глава государства - Президент Республики Беларусь. Высшим выборным государственным органом является Национальное собрание - парламент, где принимаются законы, по которым живет наше государство. Выполнение принятых законов осуществляет Правительство - Совет Министров Республики Беларусь.

Природа Беларуси
Беларусь - край живописных возвышенностей, густых лесов и бескрайних лугов, голубых рек и озёр, уникальных болот. У нас обитают многие редкие животные и растения, сохранились нетронутые человеком заповедные места. За свои уникальные водные ландшафты нашу страну называют синеокой. Белорусы гордятся богатством родной природы и оберегают ее для потомков.

1683395761_kartinkof-club-p-priroda-belarusi-kartinki-1

Государственный флаг
Государственный флаг Республики Беларусь представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтальных цветных полос: верхней красного цвета и нижней зеленого цвета. Отношение ширины полос красного и зеленого цвета – 2:1. Слева вертикально расположен белорусский орнамент красного цвета на белом фоне.

17074.1589875988.cf67e38a11_-_media--a496dc81--query

Цвета нашего флага имеют следующие значения:
Красный – сила, мужество, благородство, энергия;
Зелёный – надежда, здоровье, молодость, возрождение, трудолюбие, созидание, природная гармония;
Белый – чистота, непорочность, примирение, мудрость, знания.
Орнамент – символ древней культуры народа, его духовного богатства. Содержание орнамента на Государственном флаге повествует о хлебе, урожае и продолжении рода; прославляет трудолюбие и мастерство – первооснову счастливой доли человека.
Беларусь – первая в мире страна, которая использовала национальный орнамент в качестве элемента государственного флага.
Факты о нашем флаге
Орнамент, размещенный на флаге, был вышит в 1917 г. крестьянкой из деревни Костелище Сенненского района Витебской области Матреной Маркевич. В Сенно ей установлен памятник.
Второе воскресенье мая – День Государственного герба и Государственного флага Республики Беларусь.
В 2013 г. в Минске появилась площадь Государственного флага. В центре её находится 70­метровая стела, на которой установлен самый большой в стране государственный флаг. Его площадь составляет 98 м2, а масса 25 кг. 

Государственный герб
В изображении белорусского герба отражаются основные национальные и духовные ценности белорусов: гражданское единство, трудолюбие, миролюбивость.
В центре контур Беларуси – суверенитет, территориальное единство страны.
30089.1612367040.08237a9197_-_media--a496dc81--query

Венок из золотых колосьев, цветов льна и клевера – благополучие и достаток. С каждой стороны венок трижды перевит красно-зеленой лентой, в средней части которой в основании герба в две строки начертаны золотом слова "РЭСПУБЛІКА БЕЛАРУСЬ".
Земной шар – желание жить в мире и согласии, сотрудничать со всеми странами.
Восходящее солнце – символ жизни и наилучшей доли.
Звезда – символ человека и человечества, знак мужества и высоких помыслов, высоких устремлений народа.  

Государственный гимн
Это торжественное музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных законом: во время официальных государственных церемоний, ритуалов, празднеств, спортивных соревнований.
Текст Государственного гимна прославляет желание белорусского народа жить в мире, его трудолюбие, готовность защищать родную землю.


Поём гимн вместе!


Сможешь спеть весь гимн, не заглядывая в слова?
     
Прослушать Государственный гимн
Мы, беларусы – мірныя людзі,
Сэрцам адданыя роднай зямлі,
Шчыра сябруем, сілы гартуем
Мы ў працавітай, вольнай сям’і.

Слаўся, зямлі нашай светлае імя,
Слаўся, народаў братэрскі саюз!
Наша любімая маці-Радзіма,
Вечна жыві і квітней, Беларусь!

Разам з братамі мужна вякамі
Мы баранілі родны парог,
У бітвах за волю, бітвах за долю
Свой здабывалі сцяг перамог!

Слаўся, зямлі нашай светлае імя,
Слаўся, народаў братэрскі саюз!
Наша любімая маці-Радзіма,
Вечна жыві і квітней, Беларусь!

Дружба народаў – сіла народаў –
Наш запаветны, сонечны шлях.
Горда ж узвіся ў ясныя высі,
Сцяг пераможны – радасці сцяг!

Слаўся, зямлі нашай светлае імя,
Слаўся, народаў братэрскі саюз!
Наша любімая маці-Радзіма,
Вечна жыві і квітней, Беларусь!


Слова М. Климковича, В. Каризны
Музыка Н. Соколовского 

Тематические дни в учреждении образования

развернуть

Программа проведения тематического дня, приуроченного ко Дню Государственного герба Республики Беларусь и  Государственного флага Республики Беларусь

№ п\п

Название

Ответственные

1.

Прослушивание Государственного гимна Республики Беларусь перед началом занятий

Воспитатели дошкольного образования

2.

Проведение занятия «Наш герб. Наш флаг. Наш гимн»

Воспитатели дошкольного образования

3.

Изобразительная деятельность. Пластилинография «Наш флаг»

Воспитатели дошкольного образования

4.

Дидактическая игра «Найди флаг и герб Республики  Беларусь»

Воспитатели дошкольного образования

5.

Совместная работа с воспитанниками в уголке национальной символики. Пополнение уголка – сбор информации (книги, открытки, иллюстрации с символикой РБ).

Воспитатели дошкольного образования

6.

Информационный материал для родителей на сайте учреждения «Как знакомить детей с символикой Республики Беларусь», «Прочти детям» (список произведений о Родине, родном крае)

Воспитатели дошкольного образования

 


Программа проведения тематического дня, приуроченного ко Дню Победы

№ п\п

Название

Ответственные

1.

Прослушивание Государственного гимна Республики Беларусь перед началом занятий

Воспитатели дошкольного образования

2.

Проведение занятия «Этот день Победы»

Воспитатели дошкольного образования

3.

Изобразительная деятельность. Аппликация «Салют победителям»

Воспитатели дошкольного образования

4.

 Игра-викторина «Маленькие следопыты»

Воспитатели дошкольного образования

5.

Экскурсия и возложение цветов к памятнику воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны д.Старина

Воспитатели дошкольного образования

6.

Информационный материал для родителей на сайте учреждения «Патриотическое воспитание детей на современном этапе»,«Прочти детям» (список произведений о войне)

Воспитатели дошкольного образования

свернуть

Маршруты выходного дня

развернуть

Весёлая прогулка ВМЕСТЕ

Уважаемые родители!

Приглашаем Вас принять участие в социально-педагогическом

проекте "Весёлая прогулка ВМЕСТЕ",

который стартовал в Минской области 1 мая 2020 года

Данный проект направлен на повышение качества социально-педагогической составляющей семейного воспитания, психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах организации совместного досуга с детьми.

Главная идея проекта – это организация родителями совместных прогулок с детьми в выходной день, которые будут способствовать формированию у детей и взрослых представлений о социальных и природных объектах ближайшего окружения; воспитанию уважения к малой родине, бережного отношения к природе и предметам рукотворного мира; формированию культуры здорового образа жизни в семье; повышению эмоционального фона взаимоотношений между детьми и родителями; активизации общения членов семьи в условиях совместного семейного досуга.

Приглашаем Ваши семьи на интересную и увлекательную прогулку по маршруту выходного дня «Профессия спасатель».

Фоторепортаж проекта "Весёлая прогулка ВМЕСТЕ"

свернуть

Онлайн-экскурсии

развернуть

Предлагаем вместе с детьми  совершить виртуальные путешествия по интересным маршрутам нашей Родины:

Видеоэкскурсии по Узденскому району.

Screenshot_1(разработала карту Протасевич О.И.)

_____________________________________________________________________

Экскурсионный маршрут: «АД СПАДЧЫНЫ МАЛОЙ РАДЗІМЫ – ДА СПАДЧЫНЫ БЕЛАРУСІ» 

__________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

Виртуальный тур по Дворцу Республики   http://palace.by/virtual_tour/


 

Виртуальный тур по замковому комплекус  "Мир"   http://mirzamak.by


 

Виртуальный тур по  культурно-спортивному комплексу

"Минск-Арена"  

http://minskarena.by

Виртуальный тур по мемориальному комплексу 

“Брестская крепость- герой”

 https://drive.google.com/file/d/1B7VcusGeBfGo4tlcHcy2dnJK-9pbg92I/view


Виртуальный тур по мемориальному комплексу 

“Курган Славы” 

https://drive.google.com/file/d/1ftXuA6ekE8a-GmI8tkxjd-hBgKD39D3z/view


Виртуальный тур по архитектурно-скульптурному комплексу “Минск – город герой”   https://drive.google.com/file/d/1C20cavjeWZepf7h54p0r8PBSEONDnkEq/view


Виртуальный тур на предприятие по производству одежды "МаркФормэль" 

 https://disk.yandex.ru/i/EFq0B7gYlMEelA


Виртуальный тур в Узденский РОЧС 

https://disk.yandex.ru/i/Mn-lTpy9smqdbg

свернуть

Играем - историю, традиции страны изучаем. Познавательная игротека.

развернуть

Дидактические игры:

ГЕРБ ГОРОДА

Цель: закрепить представление детей о гербе родного города,  Минска; уметь выделять герб из других знаков.

Материалы: шаблон-образец с изображением герба Узды, Минска; контурные шаблоны герба Узды, Минска; «мозаика» гербов в разо­бранном варианте.

Ход игры. Детям предлагается рассмотреть гербы и отме­тить отличительные особенности от гербов других городов нашей страны.

  1. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона-образца собирают из мозаики гербы Узды, Минска.
  2. Дети собирают гербы без помощи шаблона-образца, опираясь на память.
  3. Детям предлагается собрать гербы Узды, Минска из отдельных дета­лей при помощи шаблонов-накладок.
  4. Детям предлагаются гербы других городов для подобной же игровой задачи.

ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА

Цепь: закрепить у детей представление об истории родного города.

Материалы: игровые поля (9 штук) с изображениями видов города  от его зарождения до наших дней; карточки с изображениями отдельных построек и мест, относящихся к разным временным от­резкам истории города.

Ход игры. Играть могут 3-9 детей. Ведущий раздаёт игровые поля и показывает карточки участникам. Игроки должны полно­стью закрыть своё игровое поле карточками, подходящими вре­менному отрезку.

Примечание. На каждой карточке есть надпись с названием объекта и временным отрезком.

Если ребенок ошибается, то даётся «справка ведущего», которым мо­жет быть как воспитатель, так и ребёнок. 

ЗАКОЛДОВАННЫЙ ГОРОД

Цель: закрепить представления детей об архитектуре совре­менных зданий и сооружений; познакомить с архитектурными осо­бенностями Минска.

Материалы: альбом с контурными изображениями зданий и других сооружений современного Минска; фотографии с изображе­нием этих же зданий и сооружений.

Ход игры.Перед началом игры воспитатель проводит с детьми мини-беседу:

- Как называется наша страна?

—Как называется город, около  которого вы живёте?

—Как давно был основан Минск?

—Какие улицы Минска вы знаете?

—Какие памятники Минска вы знаете?

- Какие памятники старины есть в Минске?

—Каких великих людей, прославивших Минск, вы знаете?

-Откуда ты это знаешь? Кто тебе об этом рассказал?

-Что бы ты ещё хотел узнать о Минске? Воспитатель предлагает детям рассмотреть альбом с контурами зданий, затем фотографии этих же сооружений и сопоставить кон­туры с фотографиями. Например: контур здания Планетария - фо­тография здания планетария.

Примечание. По ходу игровых действий «восстановления заколдован­ного города» воспитатель проводит заочную мини-экскурсию по этим местам (возможно с опорой на личные знания и опыт детей). 

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДУ

Цель: знакомить с родным городом.

Материал: альбом фотографий родного города.

Ход игры: Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их. 

ГОРОДА МИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Цель: способствовать закреплению знаний о городах области

Материал: карта Минской  области с отмеченными городами, таблички с гербами и названиями городов.

Ход игры: Воспитатель знакомит детей с картой области, предлагает найти на ней города и разложить на них таблички с соответствующими названиями. 

ФЛАГ БЕЛАРУСИ

Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны

Материал: полосы красного, зелёного цветов. А белая полоска с орнаментом.

Ход игры: Воспитатель показывает детям флаг Беларуси, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге Беларуси.

ГДЕ НАХОДИТСЯ ПАМЯТНИК?

Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в Минске

Материал: изображения памятников.

Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник. 

ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ?

Цель: знакомить детей со знаменитыми людьми родного города

Материал: портреты известных соотечественников

Ход игры: Воспитатель показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете и рассказать, чем он знаменит. 

ПРОДОЛЖИ ПОСЛОВИЦУ

Цель: знакомить с устным народным творчеством

Ход игры: Воспитатель начинает пословицу, дети ее продолжают. 

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ

(домино)

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к народным традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: фишки домино с изображением народных промыслов

Ход игры: Дети по очереди выкладывают фишки таким образом, чтобы одинаковые изображения оказывались рядом. Проигрывает последний положивший фишку участник.  

ПТИЦЫ НАШЕЙ СТРАНЫ

Цель: знакомить детей с птицами родной страны

Материал: карточки с изображениями птиц

Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц, просит назвать и определить, живет птица в нашей стране или нет. 

НАРИСУЙ УЗОР

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к народным  традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: карточки с нарисованным узором и полем, расчерченным для рисования.

Ход игры: Дети рисуют простой узор по образу.

ОДЕНЬ КУКЛУ

Цель: знакомить с национальной одеждой, прививать интерес к национальной культуре

Ход игры: Дети одевают куклу в национальную одежду 

СОБЕРИ УЗОР

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к народным  традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов

Ход игры: Дети собирают картинки из фрагментов.

Интерактивные  игры:

Изображение

Интерактивная игра

"Играем - историю, традиции страны изучаем"

              Интерактивная игра "Белорусские ремесла"

                           

                       Интерактивная игра "Моя родина - Беларусь"

                               

свернуть

Как родителям знакомить детей с символикой Республики Беларусь

развернуть

Как  знакомить детей с символикой Республики Беларусь

Воспитать гражданина – значит подготовить человека к участию в решении текущих и перспективных задач нашего общества и государства, к выполнению функций хозяина и труженика, защитника Родины и семьянина, к участию в сознательной и активной деятельности. 
Важнейшим показателем сформированности у детей гражданственности и патриотизма является знание государственной символики Республики Беларусь, понимание её роли и значения как концентрированного выражения идеологии государства.

В соответствии со статьей 19 Конституции Республики Беларусь символами Республики Беларусь как суверенного государства являются ее Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн.

В 2013 г. в Минске торжественно открыта площадь Государственного флага. В центре площади установлена 70 метровая стела-­флагшток, на которой прикреплён самый большой в стране государственный флаг: его площадь составляет 98 м2, а масса 25 кг.

Государственный герб Республики Беларусь является символом государственного суверенитета Республики Беларусь, представляет собой размещенный в серебряном поле зеленый контур Государственной границы Республики Беларусь, наложенный на золотые лучи восходящего над земным шаром солнца. Вверху поля находится пятиконечная красная звезда. Герб обрамлен венком из золотых колосьев, переплетенных справа цветками клевера, слева – цветками льна. Венок трижды перевит с каждой стороны красно-зеленой лентой, в средней части которой в основании Государственного герба Республики Беларусь в две строки начертаны золотом слова «Рэспубліка Беларусь».

Государственный гимн Республики Беларусь представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. № 301-З "О государственных символах Республики Беларусь" и иными законодательными актами Республики Беларусь.

При официальном исполнении Государственного гимна Республики Беларусь присутствующие слушают его стоя (мужчины – без головных уборов, военнослужащие, иные лица, для которых предусмотрено ношение форменной одежды, – в соответствии с законодательством Республики Беларусь).

Формы и методы работы с детьми по изучению государственной символики

Республики Беларусь

Патриотическое воспитание является составной частью образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования, оно направлено, в том числе, на формирование у детей чувства гордости, глубокого уважения к государственным символам Республики Беларусь.

Содержание учебной программы дошкольного образования предусматривает в средней группе (воспитанники от 4 до 5 лет) в рамках реализации задач образовательной области «Ребенок и общество» формирование у воспитанников представлений о государственных символах Республики Беларусь; в старшей группе (воспитанники от 5 до 7 лет) – развитие интереса, формирование гордости и уважения к государственным символам Республики Беларусь, желания подпевать гимн, умения соблюдать правила поведения на церемонии подъема Государственного флага и исполнения Государственного гимна Республики Беларусь.

Решение вышеназванных задач будет наиболее эффективным во взаимодействии с семьями воспитанников

Для ознакомления детей дошкольного возраста с государственной символикой целесообразно использовать родителям следующие методы и приемы:

  • рассматривание иллюстраций с изображением Государственного флага Республики Беларусь и Государственного герба Республики Беларусь, сопровождающееся комментарием родителей, объяснением элементов государственных символов. При ознакомлении с государственными символами Республики Беларусь можно использовать приём сравнения (например, предложить детям сравнить Государственный флаг (Государственный герб) Республики Беларусь с флагом(гербом) одного из соседних государств. Это даст возможность ребенку более четко увидеть детали и различать их;
  • рассматривание предметов, на которых изображен Государственный герб Республики Беларусь (обложки паспорта, свидетельства о рождении, марок, правительственных наград);
  • привлечение внимания детей к изображениям символов нашего государства, которые встречаются в повседневной жизни; приобщение их к отдельным, доступным детскому пониманию общественным событиям, отражающим отношение белорусов к государственным символам Республики Беларусь;
  • объяснение детям старшего дошкольного возраста содержания Государственного гимна Республики Беларусь; слушание гимна в сочетании с предварительным комментарием родителей о том, как нужно вести себя во время звучания гимна (слушать стоя, мальчики снимают головные уборы);
  • беседы с детьми о том, где и когда используется государственная символика (в праздничные дни на улицах вывешивают флаги, в честь спортсменов-победителей звучит Государственный гимн Республики Беларусь и поднимают Государственный флаг Республики Беларусь и др.);
  • наблюдение во время прогулок с детьми за изменениями в нашем городе перед государственными праздниками с дальнейшим обсуждением впечатлений;
  • чтение произведений художественной литературы, раскрывающих отношение людей к Государственному гимну Республики Беларусь и Государственному флагу Республики Беларусь и др. 

Формируя представления детей о государственных символах Беларуси – флаге, гербе, гимне, надо подвести детей к пониманию того, что символы не просто обозначают, а описывают, раскрывают явления. Во всех элементах (герб, флаг, гимн) заложен глубочайший смысл: они отражают историю происхождения государства, его структуру, цели, принципы, национальные традиции, особенности хозяйства и природы.

Так, например содержание беседы о символах Беларуси может быть таким:            

У каждой страны есть свои государственные символы. Это флаг, герб, гимн. К ним надо относиться с уважением (показать иллюстрации с гербом и гимном). Флаг символизирует нашу Родину. Он развевается над зданием правительства, флаги вывешивают во время праздников, поднимают во время побед.
На флаге Беларуси 3 цвета. Красный цвет – знак Солнца, он символизирует богатство, это знак счастливой жизни. (Или: обозначает кровь пролитую защитниками Беларуси). Зеленый цвет – цвет природы, нашей кормилицы, цвет полей и лесов. Это цвет добра, благополучия, мира. Белый цвет – это цвет свободы, чистоты, мудрости. Орнамент из ромбиков символизирует трудолюбие, мастерство белорусского народа.

О гербе можно рассказать то, что они появились очень давно. Это был отличительный знак рыцарей. Служил он для того, чтобы можно было отличить друг от друга закованных в железные доспехи воинов. Такой символ появился на рыцарских щитах. Шло время, не стало рыцарей, но остались гербы. Герб является знаком отличия, эмблемой государства. Его изображение помещается на печатях, на паспорте гражданина Беларуси, на пограничных столбах, на зданиях, где работает правительство. 

Что на нём изображено? Контур Беларуси – зеленый – в лучах восходящего солнца – это наша земля. Пучки колосьев – это трудолюбивый народ, который выращивает хлеб. Красные цветки клевера – это связь с животным миром. Это корм для лошадей и коров. Голубые цветки льна – это материал для одежды, символ труда, добра и достатка. Земной шар с восходящим солнцем – мы белорусы дружим со всеми народами, торгуем, обмениваемся изделиями и знаниями. Красная звезда – символ человечности, знак мужества.

Знакомя детей с гимном Беларуси можно сказать о том, что гимн это самая торжественная песня страны. Гимны появились намного раньше, чем гербы и флаги. Гимн исполняется в особо важных случаях, например, тогда, когда героям вручают награды, когда спортсмены получают золотые медали на соревнованиях. Государственный гимн Республики Беларусь исполняется во время официальной церемонии поднятия Государственного флага Республики Беларусь и иных официальных государственных церемоний. 

Можно прочитать детям следующие художественные произведения:

с детьми 4-5 лет: С.Сокалаў-Воюш "Блакіт нябёс"; Э. Агняцвет "Зямля з блакітнымі вачамі"; А.Байдак "Беларусачка”; Д.Бічэль-Загнетава "Радзіма"; А.Русак "Мой край" і інш.

с детьми 5-7 лет: Д.Бічэль-Загнетава "Белая Русь", "Радзіма", "Наша Радзіма"; А.Вольскі "Радзіма", "Беларусь – мая Радзіма"; В.Вітка "Бусел"; Н.Гілевіч "Я – беларус" і інш. 

свернуть

Произведения для детей о войне

развернуть

«МАЙСКИЙ ПРАЗДНИК…»

Т.Белозеров

Майский праздник –
День Победы
Отмечает вся страна.
Надевают наши деды
Боевые ордена.

Их с утра зовет дорога
На торжественный парад.
И задумчиво с порога
Вслед им бабушки глядят

Здесь похоронен красноармеец

Михаил Исаковский

Куда б ни шел, ни ехал ты,

Но здесь остановись,

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись.

Кто б ни был ты - рыбак, шахтер,

Ученый иль пастух,-

Навек запомни: здесь лежит

Твой самый лучший друг.

И для тебя и для меня

Он сделал все, что мог:

Себя в бою не пожалел,

А родину сберег.

«Шинель»

Е. Благинина

Почему ты шинель бережешь? —

Я у папы спросила. —

Почему не порвешь, не сожжешь? —

Я у папы спросила.

Ведь она и грязна, и стара,

Приглядись-ка получше,

На спине вон какая дыра,

Приглядись-ка получше!

Потому я ее берегу, —

Отвечает мне папа, —

Потому не порву, не сожгу, —

Отвечает мне папа. —

Потому мне она дорога,

Что вот в этой шинели

Мы ходили, дружок, на врага

И его одолели!

Шел по улице солдат

Сергей Алексеевич Баруздин.

     Это рассказ о солдате. О необыкновенном солдате. О человеке с оружием в руках и с красной звездой на шапке.

     Когда-то  звали его красногвардейцем.  Потом красноармейцем.  А  сейчас

зовут солдатом Советской Армии.

     Это -  рассказ о  герое.  О необыкновенном герое.  О человеке,  который

прошел тысячу трудных боев и выходил из них победителем. О человеке, который сто раз погибал и  не погиб.  О человеке,  который защищал и сейчас защищает нашу страну от врагов.

     Это - рассказ о твоих дедах и отцах. Они были солдатами-героями.

     Сколько лет сейчас тебе?  Пять,  семь,  а может быть, даже девять? Это,

конечно, немало. Но стране нашей все же больше. И армии нашей больше.

     Значит,  и  рассказ этот надо начать с  тех  времен,  когда тебя еще на

свете не было...

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ КРАСНОГО СОЛДАТА

     Шел по улице солдат.  С виду и не солдат совсем.  Ни шинели на нем,  ни

шапки  с  красной  звездой.  Рабочая телогрейка,  сапоги  да  кепка.  Просто

рабочий.  Но за спиной у  него винтовка со штыком.  И  рядом с  ним такие же рабочие с оружием и моряки с крейсера "Аврора".

     Шел солдат по петроградским улицам,  по набережной Невы. Шел к царскому Зимнему дворцу.  Там белые.  Враги.  Впереди -  враги.  На  соседней улице - враги,  за углом каждого дома - враги. На набережной Зимней канавки - враги. Дворец все ближе и ближе.

     Отряд рабочих и  моряков подходил к  Зимнему дворцу.  И  не только этот

отряд.  Со  всех  сторон  окружали  дворец  красные  революционные  рабочие, солдаты, матросы.

     Но   вот   прозвучал  выстрел.   Один,   другой,   третий.   Это  пушки

революционного крейсера "Аврора".

     - Вперед! - крикнул солдат.

     Бросились люди на  штурм Зимнего дворца.  До  глубокой ночи шел тяжелый бой.

     И вот победа! Зимний дворец взят!

     А  на  рассвете следующего дня  солдат стоял уже  у  дверей Смольного -

штаба революции.

     В Смольном выступал Владимир Ильич Ленин.

     Во  дворе  Смольного горели  костры.  Стояло холодное октябрьское утро.

Отряды революционных бойцов уходили в бой с недобитым врагом.

     - Дяденька, а вы кто - белый или красный?

     Перед солдатом появились два  мальчишки,  оба маленькие,  в  одинаковых картузах и одеты кое-как.

     Обиделся солдат.

     - Почему же - белый? Красногвардеец я.

     - А как увидишь? - сказал один мальчишка.

     - И  формы на вас,  дяденька,  нет.  И  красного ничего нет!  -  сказал

другой. - Как узнать?

     - Будет и форма!  Да еще с красной звездой! И ружьишко получше будет! -

пообещал солдат.

     Вдруг оба мальчишки попросили:

     - Нам бы в Красную гвардию записаться, а? Дяденька, запишите нас!

     - Эх, чего захотели! - сказал солдат. Потом отошел немного, смягчился -

вспомнил:  скоро и  у  него  такой сынишка будет.  -  Малы еще!  Подрастете,

запишем!

ДОМОЙ

     Шел  по  улице  солдат.  Домой возвращался с  долгой гражданской войны. Шинель на солдате потертая, пулями и осколками пробитая. На голове буденовка с большой красной звездой.  Буденовка тоже пулей пробита -  память о ранении на фронте.

     По  заснеженной зимней  улице  шел  солдат.  А  улица  разбита.  Столбы

перевернуты.   Провода  разорваны.  Трамваи  лежат  вверх  колесами.  Рельсы покорежены. Окна в домах фанерой и досками забиты. Холод. Голод.

     Трудно жилось людям. Но и красному солдату нелегко в эти годы пришлось. Враги хотели уничтожить Советскую власть. Солдату пришлось с ними воевать.

     Под  Псковом и  Нарвой  воевал  красный солдат.  На  Севере  и  на  Юге

сражался.  На Волге и на Урале.  На Дальнем Востоке и в песках Средней Азии. Всюду наседали белые, да всюду отбивал их красный солдат. И победил!

     Потому и улыбался сейчас,  когда с войны шел.  И еще потому,  что домой

шагал.  Дома  жена  и  сынишка.  Когда  на  гражданскую уходил,  сынишке год исполнился. А сейчас...

     Пришел домой солдат,  а сын и не узнал отца. Еще бы! Четыре года не был

солдат дома! Четыре года, а сыну пять!

     - Ты кто? - спросил сын солдата.

     - Папка я твой! Отец! - сказал солдат.

     - Нет, ты кто?

     - Красноармеец, - ответил солдат.

     - А как ты воевал?

     - Ну как,  сынок,  воевал? Из винтовки по врагам стрелял и из пулемета.

Конником был и на бронепоезде ездил. С моряками в бой ходил и с партизанами. А как-то раз... Как-то раз танк мы в бою захватили английский. Так и в танке том я ездил, против беляков воевал...

     - А Буденного ты видел? - спросил сын.

     - Видел,  -  ответил солдат.  -  Вместе с  ним воевал.  А  еще вместе с

Чапаевым, Фрунзе, Блюхером...

     - И с Чапаевым?

     - И с Чапаевым.

     Кажется, теперь признал сын отца:

     - А ты счастливый,  папка! - И тут же спросил: - А завтра ты что будешь

делать?

     - Завтра,  сынок,  работать пойду,  - сказал солдат. - Много дел у нас!

Все, что врагом разрушено, восстанавливать надо. Новое строить надо! И новую жизнь!

ГРАНИЦА РЯДОМ!

     Шел по улице солдат.  По песчаной улице приграничного военного городка. На  груди у  солдата значок -  "Ворошиловский стрелок".  В  петлицах по  два кубика.

     Шел  солдат  не  один.  Шел  вместе  с  сыном.  Большой сын  -  пионер,

тринадцать лет. К отцу приехал на каникулы.

     Мимо  проскакал отряд  конников.  Прошел наряд  пограничников;  впереди огромная серая овчарка.

     - Наш Рекс, - сказал солдат. - Молодец! Двадцать нарушителей границы на

его счету!

     - Мы тоже воспитываем для пограничников служебных собак!  -  похвалился сын.

     - Найдется дело и для ваших воспитанников.

     А вокруг цвели яблони и вишни.  Пчелы и бабочки кружили над цветами.  И звонко пели птицы в садах.

     - Хорошо, - сказал сын.

     - Граница рядом, - сказал солдат.

     На  футбольном поле  свободные от  наряда  пограничники гоняли мяч.  На кольцах и на турнике занимались.

     Из леса вылетела сорока,  шарахнулась в  сторону от футболистов и вдруг

спокойно, как ни в чем не бывало села у колодца.

     Пить сорока захотела.  Опустила клюв в лужу -  попила. Опять опустила -

еще попила.  Потом взмахнула крыльями и  обратно в  лес полетела.  А там,  в лесу, танки стояли и бронемашины. На опушке леса расположились артиллеристы. Но сорока их не боялась. Видно, привыкла.

     Вдали камыши,  а  за ними река.  Неширокая,  спокойная,  вода на солнце

блестит.  По реке и  проходит граница.  Этот берег наш,  а другой -  не наш,

чужой.

     - Тихо, - сказал сын.

     - Граница рядом, - опять повторил отец.

     Попрощались они:

     - Ну, мне пора на заставу! До вечера!

     - До вечера!

     Ушел солдат на заставу. Застава рядом. Рядом граница.

     На берегу реки замерли в кустах пограничники.  Замер солдат.  Смотрит в

бинокль на камыши, на близкий чужой берег.

     Граница рядом!

ДВЕ МЕДАЛИ

     Шел по  улице солдат.  Форма на нем ладная,  и  сам ладный.  Ни дать ни

взять -  герой!  Какой мальчишка случай упустит,  чтоб на  такого солдата не

посмотреть! Да еще с медалями! Да еще с двумя! В ту пору не часто человека с наградами встретишь!

     - А эта за что? - забегая вперед, спрашивал один мальчишка.

     - Не эта, а "За отвагу", - перебил его второй. - Не знаешь!

     Третий молчал, но все норовил поближе к солдату подбежать.

     - Эта, - объяснял солдат, - за бои на озере Хасан. Слыхали про такие?

     - Еще бы не слыхали! - закричали ребята.

     В те годы все мальчишки бредили Хасаном.

     - Так вот, за это, - продолжал солдат. - Японцы на нас там напали. И на

наших монгольских друзей.  Ну,  а  мы японцев,  конечно,  привели в чувство. Побили, в общем.

     - А эта? - не унимались мальчишки. - "За боевые заслуги"?

     - "За боевые заслуги",  - подтвердил солдат. - Это за бои на Карельском

перешейке. Защищали мы славный город Ленинград.

     - Здорово! - сказали ребята.

     - А  это  разве не  здорово?  -  спросил солдат и  на  мостовую глазами

показал.

     Как раз в это время по улице воинская часть проходила. Шли по мостовой,

чеканя шаг,  такие же ладные солдаты.  На головах каски с красными звездами. Гимнастерки перетянуты портупеями. За спиной винтовки. Сапоги блестят.

     - Верно здорово! - согласились мальчишки.

ЗА РОДИНУ!

     Шел  по  улице солдат.  Июньским солнечным днем шел.  Днем беспокойным, тревожным.

     Началась война, какой еще не было прежде. Война с фашистами.

     Шел солдат по своей родной земле. За ним была страна - самая огромная и

великая.  С ним был народ -  самый сильный. Значит, победит солдат фашистов. Победит он, советский солдат!

     Победит!  Но труден и  долог этот путь.  Под Брестом и  у  Москвы будет

солдат  громить  фашистские  войска.   В  Сталинграде  и  на  Кавказе,   под

Ленинградом и Одессой, под Севастополем и Киевом...

     - За Родину! - кричит солдат и идет в бой.

     Идет в бой пехота - стрелки, автоматчики, пулеметчики, снайперы...

     - За Родину!

     Идут в бой артиллеристы.  Бьют по врагу из минометов и легких пушек, из

тяжелых гаубиц и "катюш".

     - За Родину!

     Ревут моторы танков. Танкисты идут в бой на врага.

     - За Родину!

     По рекам и морям уходят в бой корабли:  линкоры,  крейсеры,  миноносцы, подводные лодки, торпедные катера и даже простые мирные суденышки - и на них идут на врага военные моряки.

     - За Родину!

     Взмывают в небо самолеты - истребители, бомбардировщики, разведчики.

     И даже там, куда вступили на нашу землю фашисты, слышится клич:

     - За Родину!

     Это идут сражаться с врагом лесные солдаты - партизаны.

     Идет солдат в бой за Родину.  Может, это тот солдат, что Зимний брал, в

гражданскую войну  страну свою  отстоял,  родную землю на  Хасане защищал...

Может, и не тот. Или сын его, который тоже стал солдатом.

     И деды, и отцы, и матери, и сыновья, и внуки шли теперь в бой.

     - За Родину!

СЛАВА

     Шел по улице солдат.  Усталый и довольный.  Сколько лет солдат на свете

прожил,  сколько боев прошел,  а  такого дня еще не было в  его жизни,  чтоб

первомайский праздник в  Берлине встречать.  И  вот  Первое мая  в  Берлине! Победил солдат фашистов. Победителем пришел в Берлин!

     Шел по улицам Берлина солдат.

     - Слава советскому солдату! - говорили жители Берлина.

     А когда ушел солдат из далекого города домой, поставили ему памятник. С девочкой на плече,  с мечом в руке. Чтоб всегда помнили люди, кто спас землю от фашистов.

     Где только нет таких памятников нашему солдату!  В Германии и Польше, в Румынии и Венгрии, в Болгарии и Чехословакии... Всюду, где бывал, сражался и побеждал наш солдат.

     Шел по  улице солдат.  Вернулся на  Родину солдат.  Домой вернулся.  По

московской улице шел солдат на Красную площадь.  У Мавзолея Ленина бросил он на брусчатку взятые в боях фашистские знамена.

     - Слава тебе, родной! - говорили москвичи.

     И стали качать солдата:

     - Слава! Слава! Слава!

ТОЧНО В ЦЕЛЬ!

     Шел по улице солдат.  Совсем молодой солдат,  а  на груди у него боевой

орден.

     Откуда орден,  когда солдат на  войне не  был?  Да и  не мог он быть на

войне. Война уже кончалась, а солдат еще на свет не родился.

     И вот сейчас,  в мирное время,  получил молодой солдат боевой орден. За

что?

     А было так.

     Высоко в  небе летел самолет.  Так высоко,  что с земли не увидишь,  не

услышишь.  Самолет не  наш -  чужой,  из далекой страны.  Приказали летчику: незаметно пролететь над Советским Союзом и  рассекретить наши военные тайны. Где  какой завод у  нас стоит -  сфотографировать!  Где какие воинские части расположены  -   сфотографировать!   Где  какие  военные  аэродромы  есть  - сфотографировать!

     Не  виден  был  чужой  самолет с  земли,  да  только наши  зенитчики по

приборам его обнаружили.  Где летит,  на  какой высоте,  даже марку самолета определили точно.

     - По местам! - раздалась команда.

     Заняли ракетчики свои места. Направили ракету на невидимую цель.

     Доложили:

     - Готово!

     Еще команда. Взрыв! Пошла ракета высоко в небо, оставляя за собой хвост дыма.  Минута,  другая, а ракета уже цель нашла. Загорелся самолет. А летчик на  парашюте выбросился и  долго еще удивлялся потом,  как это его на  такой высоте обнаружили и сбили.

     А  зенитчикам нашим,  ракетчикам,  ордена дали за  точное попадание.  И

самому молодому солдату тоже.

     Вот почему шел по улице солдат с боевым орденом.

СТРАШНЫЙ КЛАД

     Шел по улице солдат.  По улице большого города. Строился город. Десятки новых  домов  уже  заселены и  обжиты.  Ребята возле  них  играли,  магазины работали, школы. А рядом новая стройка шла. Шумели бульдозеры и экскаваторы: готовили площадки для новых домов.

     В  годы  войны  фашисты весь  город разрушили.  А  теперь вырос город -

новый,  светлый,  молодой,  лучше, чем прежде был. Радовался солдат: хороший

город!

     - Эй, братишка! - кто-то окликнул солдата.

     Оглянулся солдат:  экскаваторщик,  молодой парень,  который траншею для водопровода копал, зовет.

     Подбежал солдат.

     - Смотри! - сказал экскаваторщик.

     Посмотрел солдат в  траншею,  а  там,  чуть присыпанные землей,  лежали

поржавевшие и заплесневелые мины и снаряды. Много мин и снарядов!

     Это фашисты во  время войны,  отступая из  города,  оставили под землей

страшный клад -  тысячи мин и снарядов.  Взорвутся они,  и взлетят на воздух новые дома, школы, детские сады. Погибнут люди. Страшно!

     - Не бойся!  -  сказал солдат экскаваторщику. - Подожди, я сейчас своих

товарищей позову. Не должно беды быть!

     Позвал он своих товарищей - минеров.

     Чтобы не случилось беды,  переселили всех жителей в безопасное место. А когда вокруг никого не  осталось,  стали солдаты осторожно на  руках мины  и снаряды из земли вынимать и относить их далеко от города в чистое поле.  Там одну мину взорвали.  И другую. Снаряд и еще сто таких же снарядов. И вновь в траншею,  и  снова осторожно со  снарядом в  руках на  далекое поле.  Двести десятый снаряд.  Сто первая мина.  Тысяча второй снаряд.  Две тысячи седьмая мина.

     Один за другим взрывали солдаты снаряды.  Одну за другой взрывали мины. Наконец все взорвали. Миновала беда!

     Через несколько дней вернулись жители в свои квартиры. Школы открылись. Магазины заработали.  Дети стали опять играть возле новых домов -  куличи из песка лепить и в салки гонять.

     - Можете жить спокойно!  - сказал солдат. - Теперь ничто вам не грозит.

Фашистский клад уничтожен!

В СТРАНЕ ДРУЗЕЙ

     Шел по  улице солдат.  По незнакомой улице незнакомого города.  Рядом с городом  горы.  Сюда,  в  соседнюю  страну,  пришла  беда  -  землетрясение. Разрушило землетрясение целый  город.  Люди  погибли под  развалинами домов. Многих не могли разыскать.  А тем,  что остались в живых,  нужны новые дома.

Друзья позвали нашего солдата.

     Пришел  на  помощь  жителям  города  советский солдат.  Развалины помог расчистить. Людей пострадавших спасти. Новое жилье построить, дороги, мосты. Да мало ли дел было у солдата!

     Шел по улице солдат. По улице страны друзей. Он всегда спешит на помощь к друзьям. Когда нужно. Если приходит беда.

     Так бывает всегда.

НЕТ СИЛЫ СИЛЬНЕЕ!

 Шел по улице солдат. Обычный солдат. Необыкновенный солдат.

Обычный,  потому что  он  такой же,  как  все  его товарищи -  солдаты.

Гимнастерка  зеленого  защитного  цвета.   Пилотка  с   красной  звездочкой.

Начищенные до блеска сапоги. И еще значок отличного воина. А необыкновенный, потому что он солдат Советской Армии.

     Много силы у солдата.

     Где-то стоят в лесах ракетные установки. Ракеты разные - малые, средние

и большие.

     Такие ракеты запускали корабли наших космонавтов.

     А  если нужно,  они и  по  врагу ударят -  за  многие тысячи километров

попадут ракеты в цель.

     Где-то скрыты аэродромы. Вертолеты на них стоят.

     Тяжелые вертолеты, которые могут подняться в воздух с людьми, пушками и даже танками. И самолеты.

     Тяжелые и быстрые самолеты с могучим оружием на борту.

     Где-то  стоят  неуязвимые  танки  и  самоходные  орудия,   броневики  и

минометные установки. Дай приказ, и они пойдут в дело!

     Где-то  в  морях  и  океанах  стоят  на  рейдах  быстроходные корабли и

неуловимые атомные подводные лодки,  которые,  если  потребуется,  незаметно доплывут хоть до края земли - где бы ни появился враг.

     Много силы у солдата.

     И  еще  есть одна -  самая главная сила.  Эта  сила -  наш народ,  наша

Советская страна.

     - Нет силы сильнее! - говорит солдат о нашей армии.

     - Нет силы сильнее, чем наша сила! - говорит о солдате народ.

     И враги знают об этом.

     Знают и не решаются напасть на Страну Советов - на нашу страну.

КОГДА ПРОЙДЁТ НЕМНОГО ЛЕТ

     Шел по улице солдат.  Знакомый солдат.  Где мы его видели?  Кажется, он

похож на того солдата, что брал Зимний дворец в семнадцатом году. И на того, что с  победой пришел после гражданской войны в  году двадцать втором.  И на солдата,  который в  тридцатом году защищал наши границы.  А еще на солдата, защищавшего нашу  Родину  на  Хасане  в  тридцать седьмом  и  на  Карельском перешейке в  тридцать девятом и  сороковом.  И,  уж  конечно,  он  похож  на героического   солдата   Великой   Отечественной   войны.   И   на   молодых солдат-ракетчиков,  солдат-защитников,  солдат, которые приходят на помощь к своим друзьям, тоже похож.

     Да, он похож на твоих дедов, отцов, старших братьев. И все же...

     Шел по улице солдат. Это - ты.

     Пройдет немного лет.  Для  кого десять,  для кого двенадцать,  для кого

чуть больше,  и ты станешь солдатом.  Не для того,  чтобы нападать на другие страны, а для того, чтобы защищать свою страну.

     Ты  станешь  солдатом Советской Армии.  Ты  станешь  солдатом Советской страны! Ты станешь солдатом нашего большого советского народа!

ПЕРВЫЙ НОЧНОЙ ТАРАН

С. Алексеев

Ночь. Подмосковная. Тихая. Лунная. Кое-где мирно плывут облака. Бежит луна от облака к облаку. Вот застеснялась. Спряталась. Вновь показалась. Побежала желтым утенком дальше.

Ночь. Тишина. И вдруг прожекторы, как пики, кольнули небо, заухали зенитки. В воздухе был противник.

Наблюдатели обнаружили приближающийся к Москве фашистский бомбардировщик.

Младший лейтенант Талалихин получил приказ уничтожить врага. Через две минуты летчик был в воздухе.

Быстро ползет стрелка прибора, показывающего высоту. Триста метров, пятьсот, вот тысяча. Все выше и выше ползет стрелка. Для летчика-истребителя важен запас высоты. Сверху и атаковать неприятеля лучше. Сверху и все виднее. Две тысячи метров, три. Всматривается Талалихин в звездное небо. Нет, нигде не видно врага. Еще выше идет самолет. Четыре тысячи метров. Четыре с половиной. Вновь осмотрелся кругом Талалихин. Все также по небу бежит луна. Все также темно за бортом.

И вдруг слева чуть впереди увидал Талалихин какой-то отблеск. Всмотрелся — опять блеснуло. Лунным светом мигнул металл. Все ясно. Враг рядом. Враг найден. Вот уже виден весь самолет врага.

Схватил Талалихин фашиста в прицел. Нажал на гашетку. Точно стрелял Талалихин. Первая же очередь догнала фашиста. Тронули пули правый мотор врага. Пламя мотор охватило.

Ранен фашист, но не сбит. Скользит на крыло он, сбивает пламя. Вот-вот и вовсе огонь собьет. Прибавил машине скорость. Бросает машину то влево, то вправо. Хочет оторваться, уйти хочет от советского летчика. Опасный ас попался. Несколько заходов уже сделал Талалихин. Никак не добьет врага. Уходит противник.

Вновь для атаки зашел Талалихин. Нажал на гашетку. Молчат пулеметы. Расстрелял все патроны летчик.

Уходит противник.

— Не уйдешь! — прокричал Талалихин. Бросился Талалихин вслед фашистскому самолету... Совсем рядом хвост фашистского бомбардировщика. Нажал на рычаги. Дал полный газ. Пошел на таран — со всей силой врезался в самолет противника. Вспыхнул фашист как факел. Рухнул, как камень, вниз.

Однако от удара был выведен из строя и самолет Талалихина. Пришлось летчику прыгать с парашютом. Прыгнул. Благополучно спустился на землю.

За свой подвиг младший лейтенант Виктор Талалихин был удостоен высокой награды. Он стал Героем Советского Союза.

По сто, по двести самолетов в день посылали фашистские генералы на Москву. Но советские летчики и зенитчики, бойцы противовоздушной обороны зорко охраняли столичное небо.

 ДОМ

С. Алексеев

В упорных боях отстояли Москву солдаты. По фашистам теперь сами ударили.

Танковая бригада генерал-майора Катукова стремительно продвигалась вперед. Догоняли танкисты врага.

И вдруг — остановка. Взорванный мост впереди перед танками.

Случилось это на пути к Волоколамску, в селе Ново-Петровском.

Приглушили танкисты моторы. На глазах уходят от них фашисты. Выстрелил кто-то по фашистской колонне из пушки, лишь снаряды пустил по ветру.

—    Ауфвидерзеен! Прощайте! — кричат фашисты.

—    Бродом,— кто-то предложил,— бродом, товарищ генерал, через речку.

Посмотрел генерал Катуков — петляет река Маглуша. Круты берега у Маглуши. Не подняться на кручи танкам.

Задумался генерал.

Вдруг появилась у танков женщина. С нею мальчик.

—    Лучше там, у нашего дома, товарищ командир,— обратилась она к Катукову. Там речка уже. Подъем положе.

Двинулись танки вперед за женщиной. Вот дом в лощине. Подъем от речки. Место здесь вправду лучше. И все же... Смотрят танкисты. Смотрит генерал Катуков. Без моста не пройти тут танкам.

—    Нужен мост,— говорят танкисты.— Бревна нужны, мамаша.

—    Есть бревна,— ответила женщина. Осмотрелись танкисты вокруг— где же бревна?

—    Да вот они, вот,— говорит женщина и показывает на свой дом.—Так ведь дом! — вырвалось у танкистов. Посмотрела женщина на дом, на воинов:

—    Да что дом — деревяшки, полешки. То ли народ теряет. О доме ль сейчас печалиться. Правда, Петя? — обратилась женщина к мальчику. Затем снова к солдатам: — Разбирайте его, родимые.

Не решаются трогать танкисты дом. Стужа стоит на дворе. Зима набирает силы. Как же без дома в такую пору?

Поняла женщина.

—    Да мы в землянке, уж как-нибудь.— И снова к мальчику: — Правда, Петя?

—    Правда, маманя,— ответил Петя.

И все же мнутся, стоят танкисты.

Взяла тогда женщина топор, подошла к краю дома. Первой сама по венцу ударила.

—    Ну что же, спасибо,— сказал генерал Катуков.

Разобрали танкисты дом. Навели переправу. Бросились вслед фашистам. Переходят танки по свежему мосту. Машут руками им женщина и мальчик.

—    Как вас звать, величать?!— кричат танкисты.— Словом добрым кого вспоминать?

   — Кузнецовы мы с    Петенькой,— отвечает, зардевшись, женщина.

—    А по имени, имени-отчеству?

—    Александра Григорьевна, Петр Иванович.

—    Низкий вам поклон, Александра Григорьевна! Богатырем вырастай, Петр Иванович!

Догнали танки тогда неприятельскую колонну. Искрошили они фашистов. Дальше пошли на запад.

Отгремела война. Отшагала смертями и бедами. Утихли ее сполохи. Уходит все дальше от нас война. Но не стерла память людские подвиги.

Не забыт и подвиг у речки Маглуши. Поезжай-ка в село Ново-Петровское. В той же лощине, на том же месте новый красуется ныне дом. Надпись на доме: «Александре Григорьевне и Петру Ивановичу Кузнецовым за подвиг, совершенный в годы Великой Отечественной войны».

Петляет река Маглуша. Стоит над Маглушей дом. С верандой, с крылечком, в резных узорах. Окнами смотрит на светлый мир.

Землянка

Митяев А.В.

Всю ночь артиллерийский дивизион мчался по шоссе к фронту. Было морозно. Луна освещала редкие лесочки и поля по краям дороги. Снежная пыль клубилась за автомобилями, оседала на задних бортах, покрывала наростами чехлы пушек. Солдаты, дремавшие в кузове под брезентом, прятали лица в колючие воротники шинели, прижимались плотнее друг к другу.

В одном автомобиле ехал солдат Митя Корнев. Ему было восемнадцать лет, и он ещё не видел фронта. Это непростое дело: днём быть в тёплой городской казарме далеко от войны, а ночью оказаться на фронте среди морозных снегов.

Ночь выдалась тихая: не стреляли пушки, не взрывались снаряды, не горели ракеты в небе.

Поэтому Митя не думал о сражениях. А думал он о том, как могут люди всю зиму пробыть в полях и лесах, где нет даже плохонькой избушки, чтобы отогреться и переночевать! Это тревожило его. Ему казалось, он непременно замёрзнет.

Наступил рассвет. Дивизион свернул с шоссе, проехал полем и остановился на опушке соснового бора. Автомобили один за другим медленно пробирались между деревьями в глубь бора. Солдаты бежали за ними, подталкивали их, если колёса буксовали. Когда в посветлевшем небе появился немецкий самолёт-разведчик, все машины и пушки стояли под соснами. Сосны укрыли их от вражеского лётчика мохнатыми ветками.

К солдатам пришёл старшина. Он сказал, что дивизион будет стоять тут не меньше недели, поэтому надо строить землянки.

Мите Корневу поручили самое простое дело: очистить площадку от снега. Снег был неглубокий. На лопату Мите попадали шишки, опавшая хвоя, зелёные, будто летом, листики брусники. Когда Митя задевал лопатой землю, лопата скользила по ней, как по камню.

"Как же в такой каменной земле копать яму?" - думал Митя.

Тут пришёл солдат с киркой. Он долбил в земле канавки. Ещё один солдат всаживал в канавки лом и, налегая на него, отковыривал большие заледеневшие куски. Под этими кусками, как мякиш под жёсткой коркой, был рыхлый песок.

Старшина ходил и глядел, всё ли делается правильно.

- Не кидай песок далеко, - сказал он Мите Корневу, - пролетит фашистский разведчик, увидит в белом лесу жёлтые квадраты, вызовет по радио бомбардировщиков... Достанется на орехи!

Когда широкая и длинная яма стала Мите по пояс, в середине прокопали канаву - проход. По обе стороны от прохода получились нары. У краёв ямы поставили столбы, на них прибили бревно. Вместе с другими солдатами Митя пошёл рубить слежки.

Слежки клали одним концом на бревно, другим - на землю, так же, как делают шалаш. Потом их закидали лапником, на лапник положили мёрзлые земляные глыбы, глыбы засыпали песком и для маскировки припорошили снегом.

- Иди за дровами, - сказал старшина Мите Корневу, наготовь побольше. Чуешь, мороз крепчает! Да руби только ольху и берёзу - они и сырые хорошо горят...

Митя рубил дрова, его товарищи в это время застелили нары мелким мягким лапником, прикатили в землянку железную бочку. В бочке было две дыры - одна снизу, чтобы класть дрова, другая сверху, для трубы. Трубу сделали из пустых консервных банок. Чтобы не было видно ночью огня, на трубе укрепили козырёк.

Первый фронтовой день Мити Корнева прошёл очень быстро. Стемнело. Мороз усилился. Снег скрипел под ногами часовых. Сосны стояли будто окаменевшие. В синем стеклянном небе мерцали звёзды.

А в землянке было тепло. Жарко горели ольховые дрова в железной бочке. Только иней на плащ-палатке, которой завесили вход в землянку, напоминал о лютом холоде. Солдаты расстелили шинели, под головы положили вещевые мешки, укрылись шинелями и уснули.

"До чего же хорошо спать в землянке!" - подумал Митя Корнев и тоже уснул.

Но спать солдатам пришлось мало. Дивизиону было приказано немедля отправиться на другой участок фронта: там начались тяжёлые бои. В небе ещё дрожали ночные звёзды, когда автомобили с пушками стали выезжать из леса на дорогу.

Дивизион мчался по шоссе. Клубилась снежная пыль за автомобилями и пушками. В кузовах на ящиках со снарядами сидели солдаты. Они прижимались друг к другу потеснее и прятали в колючие воротники шинелей лица, чтобы не так жгло морозом.

свернуть

Гульні па развіццю беларускага маўлення

развернуть

ПАЛЬЧЫКАВЫЯ ГУЛЬНІ 
Гульня “Пяком бліны

Па чарзе датыкацца да стала тыльным бокам ручкі і далонькай:

Матуля напячэ блінкоў

Для дачушак ды сынкоў.

Блін смятанай паліваем,

Зверху цукрам пасыпаем,

Лоўка трубачкай згарнем –

І жуем, жуем, жуем!
Гульня “Пеўнік 

Пеўнік раніцай прачнуўся,
(Далонь угару, указальны палец абапіраецца на вялікі, астатнія расстаўлены ўгару). 
І да сонца павярнуўся. 
(Пакруціць кісцю рукі ў розныя бакі). 
Кукарэкнуў раз, два, тры! 
( Разводзіць і зводзіць указальны і вялікі палец). 
Ты сягоння не праспі. 
Гульня “Замок” 

На дзвярах вісіць замок.
(Дзеці складаюць свае ручкі ў замок). 
Хто яго адкрыць бы змог? 
(Паднімаюць “замок” угару, паказваюць). 
Пакруцілі, пакруцілі 
(Не расчапляючы рукі, дзеці круцяць іх спачатку ў адзін бок). 
Пакруцілі, пакруцілі 
(Круцяць іх у іншы бок). 
Пацягнулі 
(Дзеці спрабуюць яго “адамкнуць” і цягнуць ручкі ў розныя бакі). 
І адамкнулі 
(Паднімаюць угару і паказваюць свае вольныя ручкі). 
Гульня “Гэты пальчык” 

(Сагніце пальцы левай рукі ў кулачок, затым, слухаючы пацешку, па чарзе разгінайце іх, пачынаючы з вялікага пальца).

Гэты пальчык – дзядуля, 
Гэты пальчык – бабуля, 
Гэты пальчык – матуля, 
Гэты пальчык – татачка, 
Ну а гэты пальчык – я. 
Вось і ўся мая сям’я!  

Васьміног 

(Усімі пальчыкамі, апрача двух вялікіх, дзіця імітуе шчупальцы васьмінога).

Восем пальчыкаў для ног – 
Атрымаўся васьміног. 
Колькі ног у васьмінога? 
Многа! Многа!


Гульні па развіццю беларускага маўлення 

Што матуліна, а што татава?  
Мэта: вучыць утвараць прыналежныя прыметнікі. 

Змест. Дарослы паказвае карцінкі (сукенка, акуляры, штаны, капялюш і інш.). Дзіця называе: «Сукенка — маміна...» і г. д.
Назаві колер  
Мэта: дапасоўваць прыметнікі да назоўнікаў па тэме: “Садавіна, агародніна».  

Змест.  Дарослы кідае мяч дзяцяці і называе садавіну альбо агародніну (яблык, агурок, бурак, сліва і г.д.), дзіця ловіць мяч, называе адпаведны колер (чырвоны, зялёны, чырвоны, сіняя і г. д.) і кідае мяч назад.

Адзін ці многа?  
Мэта: вучыць змяняць назоўнікі па ліках.  

Змест.  Дарослы называе словы ў адзіночным і множным ліку, а дзіця адказвае, колькі прадметаў назва­на: адзін ці многа. У якасці гульнёвага дзеяння можна выкарыстоўваць перакіданне мяча.  

Што надзенем ляльцы на прагулку?  
Мэта: замацоўваць лексіку без нагляд­най падказкі па тэме: «Адзенне. Абутак».  

Змест. Дарослы называе некалькі відаў адзення і абутку і прапануе дзіцяці выбраць адзін адказ. Сутнасць гульні ў тым, што дзіця можа назваць тое слова, якое яно помніць.  

Магазін цацак  
Мэта: актыўна распазнавацъ но­выя словы.  

Змест. Дарослы апісвае новую цацку. Задача дзіцяці – хутчэй распазнаць яе і знайсці на  “прылаўку магазіна”.  мм

Паважаныя бацькі!

Прапануем  Вам  беларускія  сайты на якіх вы можаце знайсці матэрыял па навучанню  дзяцей  беларускай  мове. 
Вясёлка - часопiс для дзяцей i iх бацькоў 
http://www.veselka.by  
Буся - чытанка-маляванка для дашкольнікаў
http://www.veselka.by 
Народныя казкі для дзетак ад ЮНІСЕФ
https://kazki.unicef.by 
Вершы.ru - нацыянальны паэтычны партал, на якiм вы знойдзеце вершы для дзяцей на беларускай мове.
http://www.vershy.ru/category/vershy-dlya-dzyatsei
Казкi беларускiя  http://kazki.by

Паважаныя бацькі, дапамажыце нам далучыць дзяцей да роднай беларускай мовы!!! 

Вершы для дзяцей 3-4 гадоў 

“Дожджык” Таццяна Кляшторная

Дожджык часта сыпаў, ліў,

Па двары ручай паплыў. 
Пабягу хутчэй гуляць 
І караблікі пускаць. 
Парасон я распрастаў – 
Дождж адразу перастаў. 
Напужаўся, мабыць, ён, 
Як убачыў парасон. 

“Ветлівыя словы” Таццяна Кляшторная

“Калі ласка”,”дзякуй”,
“Добры дзень”- 
Ветлівыя словы 
Чую ад людзей.

Ветлівымі словамі
Буду даражыць, 
З ветлівымі словамі 
Лёгка жыць. 

Вершы для дзяцей 4-5 гадоў 
“Лістапад Янка Купала

З буйных ліп і бяроз
Лісты валяцца. 
Між павалаў і лоз 
Рассыпаюцца.

Шапацяць, шалясцяць
Залацістыя, 
Ўвысь галінкі глядзяць 
Пусталістыя.

А як прыйдзе вясна –
Ўсё адменіцца, 
І галінкі ізноў  
Зазяленяцца. 

 

 

свернуть