Профильное обучение

Профильное обучение – это система организации образовательного процесса на основе дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющая наряду с получением учащимися качественного общего среднего образования обеспечить соответствующие условия для успешного профессионального самоопределения и полноценной социализации с учетом их способностей, склонностей и интересов.

 


 

Решение об организации профильного обучения в конкретном учреждении общего среднего образования может быть принято только при соблюдении комплекса условий:

1) готовности и заинтересованности всех участников образовательного процесса в организации профильного обучения на III ступени общего среднего образования;

2) наличии в учреждении образования соответствующей образовательной среды – необходимых кадровых, материально-технических и учебно-методических ресурсов, позволяющих в комплексе обеспечить качество образования, реализовать практическую часть учебных программ для повышенного уровня по соответствующим учебным предметам и др.;

3) безусловном соблюдении санитарно-гигиенических требований при организации образовательного процесса;

4) взаимодействии с учреждениями дополнительного образования детей и молодежи, учреждениями профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, иными учреждениями образования.

С учетом анализа названных условий учредитель учреждения образования принимает решение об открытии X профильных классов (профильных групп).

 


 

   Модели формирования профильных классов, профильные учебные предметы

     С учетом условий, при которых возможна организация образовательного процесса с изучением предметов на повышенном уровне, наличия высококвалифицированных специалистов, материально- технической базы выделяются следующие возможные модели формирования профильных классов:

модель 1:объединение в одном классе учащихся, изучающих на повышенном уровне одинаковые учебные предметы;

модель 2: объединение в одном классе учащихся, изучающих на повышенном уровне разные учебные предметы;

модель 3: объединение в одном классе учащихся, изучающих отдельные учебные предметы на повышенном уровне, и учащихся, изучающих все учебные предметы на базовом уровне.

 

Организация и порядок приема в профильные классы (группы)

      Профильный класс формируется из выпускников II ступени общего среднего образования, изъявивших желание продолжить обучение в профильном классе. Срок обучения в профильном классе - 2 года.

      С целью качественной организации комплектации профильных классов в апреле производится изучение образовательных запросов учащихся 9-х классов (анкетирование).

     В профильный класс зачисляются учащиеся, имеющие по результатам обучения на II ступени общего среднего образования: отметки не ниже 7 баллов по профильным учебным предметам, средний балл свидетельства об общем базовом образовании – не ниже 7.

 


К учителям, работающим в профильных классах, предъявляются особые требования: высшее образование, первая или высшая квалификационная категория и повышение квалификации по профильному обучению.

 

Отличительные черты учителя профильного класса:

  • высокий профессионализм;
  • глубокое знание учебного предмета;
  • эффективное использование многообразия видов и форм деятельности на уроке и вне его (исследовательские и проектные работы, групповые и индивидуальные формы организации познавательной деятельности, организация самостоятельной деятельности);
  • готовность к изменению системы оценивания знаний;
  • понимание сущности компетентностного подхода в обучении;
  • увлеченность своим предметом;
  • способность к непрерывному повышению профессионального мастерства в соответствии с требованиями общества и мировыми тенденциями.

Именно такие учителя смогут решить основные задачи системы профильного обучения:

  • Дать учащимся глубокие и прочные знания по профильным предметам, то есть именно в той области, где они предполагают реализовать себя по окончанию школы. 
  • Выработать у учащихся навыки самостоятельной познавательной деятельности, подготовить их к решению задач различного уровня сложности. 
  • Сориентировать учащихся в широком круге проблем, связанных с той или иной сферой деятельности. 
  • Развить у учащихся мотивацию к научно-исследовательской деятельности. 
  • Сделать учащихся конкурентоспособными в плане поступления в выбранные ими УВО.