Профильное обучение – это система организации образовательного процесса на основе дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющая наряду с получением учащимися качественного общего среднего образования обеспечить соответствующие условия для успешного профессионального самоопределения и полноценной социализации с учетом их способностей, склонностей и интересов.
Решение об организации профильного обучения в конкретном учреждении общего среднего образования может быть принято только при соблюдении комплекса условий:
1) готовности и заинтересованности всех участников образовательного процесса в организации профильного обучения на III ступени общего среднего образования;
2) наличии в учреждении образования соответствующей образовательной среды – необходимых кадровых, материально-технических и учебно-методических ресурсов, позволяющих в комплексе обеспечить качество образования, реализовать практическую часть учебных программ для повышенного уровня по соответствующим учебным предметам и др.;
3) безусловном соблюдении санитарно-гигиенических требований при организации образовательного процесса;
4) взаимодействии с учреждениями дополнительного образования детей и молодежи, учреждениями профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, иными учреждениями образования.
С учетом анализа названных условий учредитель учреждения образования принимает решение об открытии X профильных классов (профильных групп).
Модели формирования профильных классов, профильные учебные предметы
С учетом условий, при которых возможна организация образовательного процесса с изучением предметов на повышенном уровне, наличия высококвалифицированных специалистов, материально- технической базы выделяются следующие возможные модели формирования профильных классов:
модель 1:объединение в одном классе учащихся, изучающих на повышенном уровне одинаковые учебные предметы;
модель 2: объединение в одном классе учащихся, изучающих на повышенном уровне разные учебные предметы;
модель 3: объединение в одном классе учащихся, изучающих отдельные учебные предметы на повышенном уровне, и учащихся, изучающих все учебные предметы на базовом уровне.
Организация и порядок приема в профильные классы (группы)
Профильный класс формируется из выпускников II ступени общего среднего образования, изъявивших желание продолжить обучение в профильном классе. Срок обучения в профильном классе - 2 года.
С целью качественной организации комплектации профильных классов в апреле производится изучение образовательных запросов учащихся 9-х классов (анкетирование).
В профильный класс зачисляются учащиеся, имеющие по результатам обучения на II ступени общего среднего образования: отметки не ниже 7 баллов по профильным учебным предметам, средний балл свидетельства об общем базовом образовании – не ниже 7.
К учителям, работающим в профильных классах, предъявляются особые требования: высшее образование, первая или высшая квалификационная категория и повышение квалификации по профильному обучению.
Отличительные черты учителя профильного класса:
- высокий профессионализм;
- глубокое знание учебного предмета;
- эффективное использование многообразия видов и форм деятельности на уроке и вне его (исследовательские и проектные работы, групповые и индивидуальные формы организации познавательной деятельности, организация самостоятельной деятельности);
- готовность к изменению системы оценивания знаний;
- понимание сущности компетентностного подхода в обучении;
- увлеченность своим предметом;
- способность к непрерывному повышению профессионального мастерства в соответствии с требованиями общества и мировыми тенденциями.
Именно такие учителя смогут решить основные задачи системы профильного обучения:
- Дать учащимся глубокие и прочные знания по профильным предметам, то есть именно в той области, где они предполагают реализовать себя по окончанию школы.
- Выработать у учащихся навыки самостоятельной познавательной деятельности, подготовить их к решению задач различного уровня сложности.
- Сориентировать учащихся в широком круге проблем, связанных с той или иной сферой деятельности.
- Развить у учащихся мотивацию к научно-исследовательской деятельности.
- Сделать учащихся конкурентоспособными в плане поступления в выбранные ими УВО.