Психологическая копилка

Памятка для педагогов по профилактике стресса

развернуть

Памятка для педагогов по профилактике стресса

  1. Окружающий мир - это зеркало, в котором каждый чело­век видит свое отражение. Поэтому основные причины стресса нужно искать в себе, а не во внешних обстоятельствах.
  2. Стресс - часто следствие информационной перегружен­ности психики. Уменьшение количества и ответственности принимаемых решений, сокращение сфер жизнедеятельности, в которых мы проявляем активность, неизбежно приводит к сни­жению информационного стресса.
  3. На дистанции жизни основным должно быть соревнова­ние с самим собой, а не с окружающими. Смысл жизни человека и человечества - в альтруистическом самосовершенствовании.
  4. Уменьшение уровня притязаний неизбежно снижает веро­ятность возникновения стресса, и наоборот. Полезно периодиче­ски вспоминать о том, что без многого из того, чего мы добива­емся, вполне можно жить. Жить нужно по способностям и по средствам. Однако чем ниже уровень притязаний, тем мень­ше у нас стимулов к саморазвитию.
  5. Нужно научиться без каких-либо условий понимать, а лучше уважать и любить всех, начиная с себя.
  6. Если я не могу изменить трудную для меня ситуацию, то для предупреждения стресса необходимо изменить мое отноше­ние к ней.
  7. На Земле сейчас живут сотни миллионов людей, которые, попав в мое нынешнее положение, посчитали бы себя на верши­не счастья. Надо всегда помнить об этом.
  8. Чем выше степень моей ответственности за те проблемы и трудности, которые у меня возникают, тем чаще я могу попадать в стресс, и наоборот. Все будет так как надо, даже если будет по-другому. Однако чем ниже степень моей ответственности, тем меньше на меня могут положиться окружающие.
  9. Необходимо уменьшать свою зависимость от внешних оценок. Жить по совести - значит реже попадать в стресс.
  10. Свою жизнь нужно оценивать не по тому, чего у нас нет, а по тому, что у нас есть.
  11. Сама по себе жизнь в целом ни хороша, ни плоха. Она объективна. Хорошей или плохой нашу жизнь во многом делает наше восприятие ее. Жизнь такова, какова она есть. Если хо­чешь быть счастливым - будь им.
  12. Приятно надеяться на лучшее. Однако всегда необходи­мо прогнозировать не только лучший, но и худший вариант раз­вития событий. Желательно психологически и даже материаль­но быть готовым к худшему. Чем больше ты готов, тем меньше стресс.
  13. Трудно переоценить роль здорового чувства юмора в профилактике стресса. Люди, обладающие чувством юмора, жи­вут в среднем на 5 лет дольше, чем те, кто лишен этого чувства.
  14. Нельзя слишком увязать в воспоминаниях о прошлом. Его уже нет и в нем ничего не изменишь. Не погружайтесь слишком в мечты о будущем. Его еще нет. Надо научиться по­лучать максимальное удовольствие от жизни здесь и сейчас.
  15. Постоянно расширяйте пространственные границы того мира, в котором вы живете и ощущаете себя. Живите не в квар­тире или на рабочем месте, а в Солнечной системе. В ее мас­штабах все наши проблемы вызывают не стресс, а любопытство.
  16. Расширяйте временные границы своего мировосприятия. Знайте историю своего рода, страны, человечества, развития жиз­ни на Земле, развития Галактики. Абсолютно все трудности, ко­торые у нас возникают, уже были миллионы раз у людей, живших ранее. Они их как-то преодолели. Значит, преодолеем и мы!
  17. Мир вероятностен, и в нем все может произойти. Расши­ряйте вероятностные границы мировосприятия. Чем шире они у человека, чем больше он видел, знает, допускает, тем реже он попадает в стресс, так как оказывается готов к любому варианту развития событий.
  18. Расширяйте содержательные границы мировосприятия. Чем глубже человек понимает, что происходит с ним, с его семьей, страной, человечеством, тем реже он испытывает серь­езный стресс.
  19. Эволюция за 15 миллиардов лет «отшлифовала» мир до зер­кального блеска. Мир совершенен и поэтому прекрасен. Учитесь видеть это совершенство и красоту, а также радоваться им.
  20. Главные причины моих неудач во мне. Но себе-то я могу многое простить. В целом ведь я хороший и делал все, что мог!
  21. «Есть упоение в бою...» Испытания, которые нам посы­лает судьба, могут вызвать стресс. Но они могут быть и мощным источником нашего саморазвития, обогащения жизненного опы­та, радости от трудной победы. Нужно научиться использовать конструктивное начало в любой проблеме, с которой мы сталки­ваемся. «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые...»
  22. Укрепление физического здоровья - важнейшее условие профилактики любого стресса. В здоровом теле - здоровый дух.

Запасная рекомендация

Если эти 22 рекомендации не устранили мой стресс и не об­легчили мне жизнь, то, скорее всего, она действительно тяжела. Но все мои беды и печали носят временный характер. Все они пройдут.

 

свернуть

Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания

развернуть

Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания

Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога является синдром эмоционального выгорания (СЭВ).

СЭВ – это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

Выгорание – это относительно устойчивое состояние, однако при наличии соответствующей поддержки, внутренних ресурсов с ним можно успешно бороться.

Рекомендации по профилактике синдрома эмоционального выгорания:

  • Мыслите позитивно. Каждая жизненная ситуация подарена нам не случайно, несет свой жизненный урок, замечайте даже в самых трудных моментах - плюсы и возможности для вашего дальнейшего пути. Следует помнить, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки, а то, как вы к этому относитесь. Помните: «Кто волнуется раньше, чем положено, тот волнуется больше, чем положено».
  • Будьте внимательны к себе: это поможет своевременно заметить первые симптомы усталости.
  • Заботьтесь о себе: стремитесь к равновесию и гармонии, ведите здоровый образ жизни, удовлетворяйте свои потребности в общении.
  • Высыпайтесь! Если нормальный режим сна нарушен в результате стресса, есть риск оказаться в замкнутом круге: стресс провоцирует бессонницу, а бессонница еще больше усиливает стресс.
  • Любите себя, хвалите себя, делайте маленькие радости, комплименты.
  • Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.
  • Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она – не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
  • Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.
  • Находите время для себя, выделяйте достаточно времени для сна и отдыха. Каждый имеет право не только на работу, но и для личной жизни, своих увлечений и предпочтений.

«Свободное время педагога – это корень, питающий ветви педагогического творчества» (В.А. Сухомлинский).

Формула выживаемости профессора В.М. Шепеля: на каждые 6 часов бодрствования должен приходиться как минимум 1 час, посвященный себе, своему отдыху, здоровью. Это время восстановления физических сил организма; время релаксации (расслабления); время катарсиса (чувственной разрядки, очищения), способ переключения мыслей (вместо переживаний и попыток быстро придумать, как исправить положение).

  • Научитесь жить с юмором. «Юмор-соль жизни, − говорил К. Чапек, − кто лучше просолен, дольше живет». Смех защищает нас от чрезмерного напряжения. Смейтесь на здоровье!
  • Многие пытаются всюду успеть, делать больше, чем в их силах. Берегите себя, снизьте темп жизни! Разумнее делать меньше, но лучше, чем много, но плохо, а потом еще и переживать из-за этого «плохо».
  • Старайтесь без ущерба для здоровья пережить неудачу. Проблемы и трудности могут коснуться каждого, это норма жизни. Помните: «Жизнь ритмична, спады чередуются с подъемами».
  • Хобби. Обязательно найдите себе занятие по душе, не связанное с профессиональной деятельностью… Тогда стресс будет «приставать» к вам реже. Любая творческая работа может исцелять от переживаний: рисуйте, танцуйте, пойте, лепите, шейте, вышивайте, конструируйте и т.п.
  • Привнесите новые эмоции, мысли и действия в свой обыденный день. Начните «Новый день — новое в обыденном». Вы возвращаетесь домой по одной и той же дороге, совершаете обыденные стереотипные поступки − в «Новый день» попробуйте совершить 10 новых поступков (например, возвращайтесь домой по другой дороге, по-новому попросите об остановке в транспорте и др.). Разнообразьте вашу жизнь.
  • Позволяйте себе проявлять эмоции, иногда полезно просто выговориться. Загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно! Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического). Умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя. Изображайте эмоции с помощью жестов, мимики, голоса; мните, рвите бумагу; кидайте предметы в мишень на стене; попытайтесь нарисовать свое чувство, потом раскрасьте его, сделайте смешным или порвите; поговорите с кем-нибудь, делая акцент на свои чувства («Я расстроен…», «Меня это обидело…»).

Задание: напишите письмо человеку, который вас когда-то обидел, но по каким-то причинам вы не сказали ему о своих чувствах.

Музыка является одним из компонентов улучшения настроения.

Рекомендуются следующие музыкальные произведения:

  • при переутомлении и нервном истощении «Утро» Грига, «Полонез» Огинского;
  • при угнетенном меланхолическом настроении-ода «К радости» Бетховена, «Аве Мария» Шуберта;
  • при выраженной раздражимости, гневе — «Сентиментальный вальс» Чайковского;
  • при снижении сосредоточенности внимания — «Времена года» Чайковского, «Грезы» Шумана;
  • расслабляющее действие — «Лебедь» Сен-Санса, «Баркарола» Чайковского;
  • тонизирующее воздействие — «Чардаш» Кальмана, «Кумпарсита» Родригеса, «Шербурские зонтики» Леграна.

Любите жизнь, и она обязательно ответит вам тем же!

свернуть

Памятка для педагогов по профилактике суицида среди детей

развернуть

Памятка для педагогов по профилактике суицида среди детей

Суицид - намеренное, умышленное лишение себя жизни, может иметь место, если проблема остается актуальной и нерешенной в течение нескольких месяцев и при этом ребенок ни с кем из своего окружения не делится личными переживаниями.

Будьте бдительны!

Суждение, что люди,  решившиеся на суицид, никому не говорят о своих намерениях, неверно.

 Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих. А дети вообще не умеют скрывать своих планов. Разговоры вроде «никто и не мог предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли посылаемых сигналов. Ребенок может прямо говорить о суициде, может рассуждать о бессмысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше.

Должны насторожить фразы типа «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты делал, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах.

Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, помириться с врагами, раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся. 

Кроме перечисленных, выделяются еще несколько признаков готовности ребенка к суициду, и при появлении 1-2 из которых следует обратить особое внимание:

  • утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;
  • пренебрежение собственным видом, неряшливость;
  • появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;
  • резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;
  • внезапное снижение успеваемости и рассеянность;
  • плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;
  • склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;
  • проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;
  • безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;
  • стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;
  • самообвинения или наоборот - признание в зависимости от других;
  • шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.

Что делать? Как помочь?

         Если вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Только не задавайте вопроса о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему. Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен. Можно попытаться найти выход из сложившейся ситуации, но чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снижается. Всегда следует уяснить «Какая причина» и «Какова цель» совершаемого ребенком действия. Не бойтесь обращаться к специалистам-психологам.

Большинство людей покушающихся на свою жизнь - психически здоровые люди, творчески одаренные личности, просто оказавшиеся в сложной ситуации.

 

Если Вы слышите

Обязательно скажите

Запрещено говорить

«Ненавижу всех...»

«Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом»

«Когда я был в твоем возрасте., ...да ты просто несешь чушь!»

 

  «Все безнадежно и бессмысленно»        

 

«Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить»  

«Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»

 

«Всем было бы лучше без меня!»           

 

«Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом»           

 

«Не говори глупостей. Поговорим о другом.»

 

«Вы не понимаете меня!»

«Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять»

«Где уж мне тебя понять!»

«Я совершил ужасный поступок»    

 

«Я чувствую, что ты ощущаешь себя виноватым. Давай поговорим об этом»

«И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!»

 

«У меня никогда ничего не получается» 

 

«Ты сейчас ощущаешь усталость, недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить»    

 

«Не получается - значит, не старался!»

 

 Если замечена склонность воспитанника к суициду, следующие советы помогут изменить ситуацию.

  1. Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами. 

2.Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план суицида, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.

  1. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.

4.Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.

5.Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.

  Важно соблюдать следующие правила:

  • будьте уверены, что вы в состоянии помочь;
  • будьте терпеливы;
  • не старайтесь шокировать или угрожать человеку, говоря «пойди и сделай это»;
  • не анализируйте его поведенческие мотивы, говоря: «Ты так чувствуешь себя, потому, что...»;
  • не спорьте и не старайтесь образумить подростка, говоря: «Ты не можешь убить себя, потому что...»;
  • делайте все от вас зависящее.
  • И, конечно же, обращайтесь к специалистам за помощью!

Спасти ребенка от одиночества можно только любовью!

 

свернуть

Рекомендации для педагогов и специалистов образовательных организаций по профилактике употребления ПАВ среди подростков

развернуть

В рамках темы профилактики употребления психоактивных веществ основное внимание уделяется первичной профилактике как девиантного поведения вообще, так и употребления вредных для здоровья веществ детьми и подростками.

В профилактической деятельности психологические и воспитательные технологии реализуются в групповой работе и при индивидуальном консультировании детей, родителей (законных представителей), членов семей, педагогов и других участников учебно-воспитательного процесса.

Занятия для детей. Главный акцент в занятиях для детей можно сделать на том, что быть здоровым в современном мире это модно и выгодно, так как это позволяет успешно учиться, работать, заводить семью и развиваться. В то время как вредные привычки могут стать серьезным препятствием на пути к профессиональному и личностному успеху.

Занятия разрабатываются с учетом возрастных особенностей обучающихся.

Детям 10-12 лет педагог может рассказать об основных факторах здоровья человека, объяснить взаимосвязь физического, психологического и духовного компонента здоровья, напомнить об основных составляющих ЗОЖ. Особое внимание уделяется аспектам взаимодействия человека и компьютера, навыкам безопасной работы в интернет- пространстве.

Для подростков 13-15 лет важно раскрыть основные подходы к понятию «здоровье», «здоровый образ жизни», каковы компоненты ЗОЖ, а также современных тенденциях в мире здорового питания. Для профилактической работы с подростками также необходимо поговорить об опасности увлечения различными диетами, возможных негативных последствиях татуировок и пирсинга, ориентации бизнеса на выбор здорового, без вредных привычек персонала. Отдельным моментом является разговор о важности позитивного мышления и его роли в формировании успешного человека, более легком преодолении критических и стрессовых ситуаций.

Для проведения групповой работы с классом важно, чтобы учащиеся были сплочены, умели выстроить работу в команде. Если ребенок проявляет доброжелательность, интерес и умение строить доверительные отношения друг с другом, эмоционально сопереживать ровеснику, сотрудничать и действовать сообща, согласовывать свои действия с другими и совместно решать поставленные задачи, разрешать конфликтные ситуации, то у него будут хорошее друзья и меньше причин подвергаться негативному влиянию.

В рамках проведения профилактической работы полезным будет тренинг противодействия групповому давлению. Его цель - показать влияние стереотипов, статуса собеседника, пола и возраста на поведение человека.

Для практической работы педагогов могут быть полезны следующие рекомендации:

В планы учебных, воспитательных мероприятий на учебный год должны быть включены и те, которые направлены на профилактическую работу. Продумайте схемы проведения всех мероприятий на предмет сохранения психологического благополучия учащихся. Предлагаю Вам познакомится с вопросами для анализа планов мероприятий:

1.Соответствует ли данное воспитательное, учебное мероприятие возрастным, индивидуально-психологическим особенностям учащихся?

2.Своевременно ли оно проводится?

3.Оптимален ли уровень требований педагога по отношению к прогнозируемым достижениям учащихся?

4.Каковы будут методы поощрения и критики в адрес учащихся?

5.Как будет влиять выполнение мероприятия на успешность реализации дальнейшей программы воспитания (профилактики)?

Работа с родителями. Особое внимание следует уделить работе с родителями подростков, так как от родителей в первую очередь зависит благополучие детей.

Им необходимо рассказать об актуальной ситуации обсуждаемых проблем в настоящее время, повышать уровень компетентности родителей в вопросах об особенностях психологического развития и сложностях подросткового возраста, раннего выявления случаев употребления ПАВ, о влиянии на развитие личности друзей ребенка, их общих взглядов и интересов и т.д.

Информируя родителей необходимо, прежде всего, делать акцент на том, что именно семья является главным фактором, определяющим развитие здоровой и полноценной личности. Очень важную роль играет собственный пример авторитетных взрослых.

Необходимо привлекать родителей к профилактической работе. Регулярно информируйте родителей об участии их детей в занятиях по программе профилактики потребления ПАВ, которая осуществляются в вашей школе.

Целесообразно приглашать родителей на родительские собрания, занятия по основам безопасности, для участия в школьных мероприятиях не только профилактических (спортивных, праздничных и т.д.), для обеспечения совместной деятельности родителей и детей.

Лучшая профилактика употребления детьми ПАВ - это создание условий для разностороннего развития его личности, предоставление возможностей для творческого развития ребёнка, формирования его позитивного социального и культурного опыта.

Если было выявлено употребление ребенком табака, алкоголя , наркотиков, важно своевременно информировать родителей. А так же рассказать о тех службах, которые могут помочь в данной ситуации (телефоне экстренной психологической помощи, телефонах медицинских учреждений, оказывающих помощь детям).

свернуть