Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Узденского райисполкома
Государственное учреждение образования
"Дещенская средняя школа Узденского района"
Памятка для педагогов по профилактике стресса
Запасная рекомендация
Если эти 22 рекомендации не устранили мой стресс и не облегчили мне жизнь, то, скорее всего, она действительно тяжела. Но все мои беды и печали носят временный характер. Все они пройдут.
свернуть
Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания
Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога является синдром эмоционального выгорания (СЭВ).
СЭВ – это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.
Выгорание – это относительно устойчивое состояние, однако при наличии соответствующей поддержки, внутренних ресурсов с ним можно успешно бороться.
Рекомендации по профилактике синдрома эмоционального выгорания:
«Свободное время педагога – это корень, питающий ветви педагогического творчества» (В.А. Сухомлинский).
Формула выживаемости профессора В.М. Шепеля: на каждые 6 часов бодрствования должен приходиться как минимум 1 час, посвященный себе, своему отдыху, здоровью. Это время восстановления физических сил организма; время релаксации (расслабления); время катарсиса (чувственной разрядки, очищения), способ переключения мыслей (вместо переживаний и попыток быстро придумать, как исправить положение).
Задание: напишите письмо человеку, который вас когда-то обидел, но по каким-то причинам вы не сказали ему о своих чувствах.
Музыка является одним из компонентов улучшения настроения.
Рекомендуются следующие музыкальные произведения:
Любите жизнь, и она обязательно ответит вам тем же!
свернутьПамятка для педагогов по профилактике суицида среди детей
Суицид - намеренное, умышленное лишение себя жизни, может иметь место, если проблема остается актуальной и нерешенной в течение нескольких месяцев и при этом ребенок ни с кем из своего окружения не делится личными переживаниями.
Будьте бдительны!
Суждение, что люди, решившиеся на суицид, никому не говорят о своих намерениях, неверно.
Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих. А дети вообще не умеют скрывать своих планов. Разговоры вроде «никто и не мог предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли посылаемых сигналов. Ребенок может прямо говорить о суициде, может рассуждать о бессмысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше.
Должны насторожить фразы типа «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты делал, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах.
Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, помириться с врагами, раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся.
Кроме перечисленных, выделяются еще несколько признаков готовности ребенка к суициду, и при появлении 1-2 из которых следует обратить особое внимание:
Что делать? Как помочь?
Если вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Только не задавайте вопроса о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему. Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен. Можно попытаться найти выход из сложившейся ситуации, но чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снижается. Всегда следует уяснить «Какая причина» и «Какова цель» совершаемого ребенком действия. Не бойтесь обращаться к специалистам-психологам.
Большинство людей покушающихся на свою жизнь - психически здоровые люди, творчески одаренные личности, просто оказавшиеся в сложной ситуации.
Если Вы слышите |
Обязательно скажите |
Запрещено говорить |
«Ненавижу всех...» |
«Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом» |
«Когда я был в твоем возрасте., ...да ты просто несешь чушь!»
|
«Все безнадежно и бессмысленно»
|
«Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить» |
«Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»
|
«Всем было бы лучше без меня!»
|
«Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом»
|
«Не говори глупостей. Поговорим о другом.»
|
«Вы не понимаете меня!» |
«Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять» |
«Где уж мне тебя понять!» |
«Я совершил ужасный поступок»
|
«Я чувствую, что ты ощущаешь себя виноватым. Давай поговорим об этом» |
«И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!»
|
«У меня никогда ничего не получается»
|
«Ты сейчас ощущаешь усталость, недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить»
|
«Не получается - значит, не старался!»
|
Если замечена склонность воспитанника к суициду, следующие советы помогут изменить ситуацию.
2.Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план суицида, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
4.Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
5.Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.
Важно соблюдать следующие правила:
Спасти ребенка от одиночества можно только любовью!
свернуть
В рамках темы профилактики употребления психоактивных веществ основное внимание уделяется первичной профилактике как девиантного поведения вообще, так и употребления вредных для здоровья веществ детьми и подростками.
В профилактической деятельности психологические и воспитательные технологии реализуются в групповой работе и при индивидуальном консультировании детей, родителей (законных представителей), членов семей, педагогов и других участников учебно-воспитательного процесса.
Занятия для детей. Главный акцент в занятиях для детей можно сделать на том, что быть здоровым в современном мире это модно и выгодно, так как это позволяет успешно учиться, работать, заводить семью и развиваться. В то время как вредные привычки могут стать серьезным препятствием на пути к профессиональному и личностному успеху.
Занятия разрабатываются с учетом возрастных особенностей обучающихся.
Детям 10-12 лет педагог может рассказать об основных факторах здоровья человека, объяснить взаимосвязь физического, психологического и духовного компонента здоровья, напомнить об основных составляющих ЗОЖ. Особое внимание уделяется аспектам взаимодействия человека и компьютера, навыкам безопасной работы в интернет- пространстве.
Для подростков 13-15 лет важно раскрыть основные подходы к понятию «здоровье», «здоровый образ жизни», каковы компоненты ЗОЖ, а также современных тенденциях в мире здорового питания. Для профилактической работы с подростками также необходимо поговорить об опасности увлечения различными диетами, возможных негативных последствиях татуировок и пирсинга, ориентации бизнеса на выбор здорового, без вредных привычек персонала. Отдельным моментом является разговор о важности позитивного мышления и его роли в формировании успешного человека, более легком преодолении критических и стрессовых ситуаций.
Для проведения групповой работы с классом важно, чтобы учащиеся были сплочены, умели выстроить работу в команде. Если ребенок проявляет доброжелательность, интерес и умение строить доверительные отношения друг с другом, эмоционально сопереживать ровеснику, сотрудничать и действовать сообща, согласовывать свои действия с другими и совместно решать поставленные задачи, разрешать конфликтные ситуации, то у него будут хорошее друзья и меньше причин подвергаться негативному влиянию.
В рамках проведения профилактической работы полезным будет тренинг противодействия групповому давлению. Его цель - показать влияние стереотипов, статуса собеседника, пола и возраста на поведение человека.
Для практической работы педагогов могут быть полезны следующие рекомендации:
В планы учебных, воспитательных мероприятий на учебный год должны быть включены и те, которые направлены на профилактическую работу. Продумайте схемы проведения всех мероприятий на предмет сохранения психологического благополучия учащихся. Предлагаю Вам познакомится с вопросами для анализа планов мероприятий:
1.Соответствует ли данное воспитательное, учебное мероприятие возрастным, индивидуально-психологическим особенностям учащихся?
2.Своевременно ли оно проводится?
3.Оптимален ли уровень требований педагога по отношению к прогнозируемым достижениям учащихся?
4.Каковы будут методы поощрения и критики в адрес учащихся?
5.Как будет влиять выполнение мероприятия на успешность реализации дальнейшей программы воспитания (профилактики)?
Работа с родителями. Особое внимание следует уделить работе с родителями подростков, так как от родителей в первую очередь зависит благополучие детей.
Им необходимо рассказать об актуальной ситуации обсуждаемых проблем в настоящее время, повышать уровень компетентности родителей в вопросах об особенностях психологического развития и сложностях подросткового возраста, раннего выявления случаев употребления ПАВ, о влиянии на развитие личности друзей ребенка, их общих взглядов и интересов и т.д.
Информируя родителей необходимо, прежде всего, делать акцент на том, что именно семья является главным фактором, определяющим развитие здоровой и полноценной личности. Очень важную роль играет собственный пример авторитетных взрослых.
Необходимо привлекать родителей к профилактической работе. Регулярно информируйте родителей об участии их детей в занятиях по программе профилактики потребления ПАВ, которая осуществляются в вашей школе.
Целесообразно приглашать родителей на родительские собрания, занятия по основам безопасности, для участия в школьных мероприятиях не только профилактических (спортивных, праздничных и т.д.), для обеспечения совместной деятельности родителей и детей.
Лучшая профилактика употребления детьми ПАВ - это создание условий для разностороннего развития его личности, предоставление возможностей для творческого развития ребёнка, формирования его позитивного социального и культурного опыта.
Если было выявлено употребление ребенком табака, алкоголя , наркотиков, важно своевременно информировать родителей. А так же рассказать о тех службах, которые могут помочь в данной ситуации (телефоне экстренной психологической помощи, телефонах медицинских учреждений, оказывающих помощь детям).
свернуть