Нужна ли ребенку специальная группа детского сада?

 Все родители мечтают, чтобы их дети росли развитыми, умными и умели четко выражать свои мысли. Но иногда этому мешает то, что ребенок не четко произносит некоторые звуки и его речь не всегда понятна. Поэтому, чем меньше времени остается до школы, тем чаще мамы и папы задумываются о специальной группе детского сада для своего ребенка.

   Итак, чтобы попасть в специальную группу, ребенку необходимо пройти специальную медико-педагогическую комиссию. На основании её результатов и происходит зачисление.

   Специальные группы, в основном, рассчитаны на небольшое количество детей. В среднем, это от 12 до 15 человек.

В специальной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи ежедневно работает учитель-дефектолог, который занимается формированием речи ребенка для его дальнейшего полноценного овладения грамотой в школе. Очень часто родители обеспокоены тем, что их ребенку предлагается посещать группу, где будут находиться 12 ребят с недоразвитием речи. «Мой ребенок говорит хорошо, у него только не получается сказать [Р], а его уже сразу к плохо говорящим определяют», — слышат специалисты от родителей.

Во – первых, из-за одного неверно произносимого звука никакой логопед не предложит ребенка определить в специальную (логопедическую) группу. Показаниями для нахождения ребенка в такой группе служит совокупность нарушений: нарушение произношения 2-3 групп звуков речи, нарушение фонематического слуха, слоговой структуры, грамматического строя, связной речи.

Давайте разберемся, чем же работа педагогов специальных (логопедических) групп отличается от работы в массовых группах?

В специальных (логопедических) группах проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:

— формирование правильного звукопроизношения;

— развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);

— совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;

— совершенствование грамматического строя речи;

— обогащение, уточнение, активизация словарного запаса речи;

— развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальцев (учеными доказано, что развитие мелких движений пальцев взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму;

— развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадывать, самостоятельно составлять загадки, пословицы;

— совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом, ритмом, плавностью речи.

Вся перечисленная работа проводится в специальных (логопедических) группах   в форме групповых, подгрупповых занятий, в индивидуальной работе с детьми. Кроме того, воспитатели данных групп работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.

Работа в специальных (логопедических) группах длительная, кропотливая.

Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей? В первую очередь нужно понять то, что Вашему ребенку 1-2 года стоит посещать именно эту специальную группу, где ему помогут больше, чем в массовой группе. Не стоит думать, что рядом с детьми с речевыми нарушениями Ваш ребенок станет говорить еще хуже. Это одно из заблуждений родителей.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания, не злоупотребляйте играми с мобильными телефонами и компьютерами, общайтесь с ребенком каждую минуту, не жалейте своего времени. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.